Подметально-вакуумная машина - по сути, огромный пылесос с функцией увлажнения

Подметально-вакуумная машина — по сути, огромный пылесос с функцией увлажнения. Современные мощные машины в состоянии всасывать даже стеклянные бутылки и битые кирпичи, о палых листьях и речи нет

Принцип прост

Типичная подметально-вакуумная машина представляет собой универсальное малогабаритное либо грузовое автошасси с установленным на нем специальным оборудованием: подметальной, гидро-, орошения и вакуумной системами и бункером для сбора мусора.

Выбрасываемый в атмосферу мощным вентилятором поток создает разрежение в бункере машины, который связан воздуховодами с одним или двумя раструбами и рукавом. Форсунки распыляют воду в зоне контакта щеток с дорожным покрытием, щетки сметают утяжеленный мусор на лоток, откуда он всасывается в бункер, где и оседает на дно. Выгружается заполненный бункер самосвальным методом (вручную или при помощи механизма) в ковш фронтального погрузчика или контейнер.

Если вакуумная установка снабжена хорошей звукоизоляцией, ее удобно использовать в ночное время для уборки пешеходных зон и жилых массивов. Малогабаритные агрегаты на универсальном шасси предназначены, в основном, для уборки тротуаров, крупные машины чистят автодороги и аэродромы. Тротуарные модели, как правило, оснащаются дополнительным подборщиком для сбора мусора из урн и труднодоступных мест в виде широкого гибкого рукава, у дорожных его наличие не обязательно.

Догоним Европу?

Несмотря на кажущуюся конструктивную простоту машины-пылесоса, в России пока нет признанного лидера в производстве подобных агрегатов. Впрочем, выпускать такую технику у нас принялись только в XXI веке. Раньше коммунальщики не задумывались об удобстве горожан и качестве уборки улиц, а потому и не создавали спрос на подметально-вакуумные машины.

Ближе всех к массовому производству «российских» тротуарных агрегатов подошли, пожалуй, в ОАО «Машиностроительный завод им. Калинина» (Екатеринбург). Несколько десятков МК-1500М обкатывались на улицах уральских городов с 2005 года, теперь же модернизированную версию МК-1500М1 запускают в серию.

Первый вариант машины был создан в кооперации с ОАО «Кургандормаш», предоставившим вакуумный агрегат. МК-1500М была способна втягивать предварительно смоченный мусор (вплоть до стеклянных бутылок) с тротуаров и из урн в самосвальный бункер объемом 1,5 м3. Новая версия МК-1500М1, которая пойдет в серию, оснащается японским дизельным двигателем Kubota и чешским вакуумным оборудованием Kobit. Две боковые лотковые щетки имеют изменяемую геометрию параллелограммной подвески в зависимости от профиля дороги.

Отказ «ЗиКа» от отечественного вакуумного агрегата не смутил ОАО «Кургандормаш». Вот уже 7 лет завод дорожных машин выпускает КО-318 «Вихрь» на шасси КамАЗ-43253, который работает не только в России, но и за границей. За прошлый год было выпущено 18 «Вихрей», а за первую половину 2008 года — уже 13. Вакуумная установка хорошо звукоизолирована, машина оснащена дополнительным воздухоотводом и подборщиком с удобным ручным приводом. Новинка «Кургандормаша» — тротуарная модель М-26 «Шмель» на базе шасси Multicar М26. Это универсальный уборочный агрегат, допускающий установку на шасси пескоразбрасывающего и поливомоечного оборудования, отвала, щетки и т. п.

Ранее завод предлагал МК-1500 на базе «зиковского» шасси и две оригинальные модели. МК-2000 «Астра» на базе ГАЗ-33027-111 занимала нишу агрегатов на базе малотоннажных грузовиков; МК-08 в виде единого блока (две торцовые щетки, бункер, система воздуховодов и гидроприводов, система орошения) монтировалась на мини-погрузчик МКСМ-800, ПУМ-800, Bobcat или другой с гидравлическим отбором мощности. Сейчас эти агрегаты не выпускаются.

ЗАО «ВНИИстройдормаш» (Москва) производит универсальную дорожно-коммунальную машину МДКУ-07. На собственное шасси (дизельный двигатель Deutz мощностью 78 кВт, гидростатическая трансмиссия) может навешиваться разнообразное рабочее оборудование, в том числе вакуумное. Коэффициент эффективности очистки достигает выдающейся величины — 0,98.

Московское ОАО «Профмаш» и Минский тракторный завод наладили совместное производство на базе МТЗ (под заказ) универсального многофункционального шасси Ш-376 — а затем и Ш-406, и подметально-вакуумных агрегатов на их базе серии ШУ. Это полноприводные дизельные машины с колесной формулой 4х4, в конструкции которых широко используются комплектующие для тракторов «Беларусь». Монтажные площадки совместимы с навесным оборудованием для Unimog.

Белорусский завод «Коммаш» воплощает в жизнь разработку местного АНПО «Жилкоммунтехника» — ПВМ-05.568 на шасси МАЗ-533730. Это довольно крупная машина с вместимостью кузова 6,5 м3 и бака для воды — 1000 л. Ширина убираемой полосы при работе с одной лотковой щеткой — 2,2 м, с двумя — 2,8 м. Рабочая скорость агрегата 10 км/ч.

Втиснуться на рынок дорожных пылесосов попыталось ОАО «Тверской экскаватор», соорудив универсальную коммунальную машину УКМ. Агрегат стоил относительно недорого, но спросом не пользовался, и был снят с производства.

Трудная судьба у российско-китай-ской машины КО-999 Липецкого завода коммунального машиностроения. Российские партнеры устанавливали на китайское шасси механизм для измельчения смета, две автоматические щетки и европейское вакуумное оборудование — полный аналог немецкого марки Schmidt, но по стоимости в два раза ниже. Все управление агрегатом велось из кабины. Увы, в настоящее время выпуск этой машины, в связи с землетрясением в Китае, временно приостановлен и может быть возобновлен не раньше 2009 года — возможно, в сотрудничестве с другим поставщиком шасси.

Лучше кооперироваться

Наиболее известны у нас вакуумные дорожные уборочные комплексы швейцарско-германской компании Bucher-Schоrling. Их продают как подержанными, так и новыми, в том числе на базе отечественных грузовых автошасси.

Московское объединение «Дормаш» монтирует вакуумное оборудование Bucher CityFant 60 на шасси МАЗ-555102. Агрегат ВПМД-01 работает одной или двумя лотковыми щетками, которые сметают мусор к центральной щетке-подборщику, а та уже подает его к всасывающей трубе. Особенность машины — наличие дополнительного двигателя мощно-стью 72 кВт для автономного привода гидравлической системы уборочного оборудования, что позволяет работать одновременно двумя всасывающими узлами без потери качества. При одном раструбе ширина уборки составляет 70 см, при двух — 3,3 м. Машина оснащена рукавом для ручного сбора мусора диаметром 20 см и длиной 4 м.

Смоленское ООО «Меркатор-сервис» также попыталось ставить оборудование CityFant 60 на шасси КамАЗ и МАЗ. Подметально-вакуумная машина ЭД-244К с бункером размером 6 м3 и баком системы увлажнения до 2 м3 умела обрабатывать полосу шириной до 2,3 м со скоростью 7 км/ч при одном или двух всасывающих узлах. Имелся также задний рукав длиной 4 м и диаметром 20—25 см. Машины обладали множеством опций и конструктивных изюминок, однако в серию почему-то не пошли.

В ОАО «Мосдормаш» наладили выпуск машины ПУ-95В на шасси КамАЗ-43253 с вакуумным оборудованием Brock (Германия). Объем бункера для смета 6 м3, ширина зоны уборки 2,5 м, вместимость баков для воды 1,6 м3. Работа со шлангом для сбора мусора механизирована.

Научно-производственный комплекс «Коммунальные машины» (НПК «Коммаш»), созданный Правительством Москвы в далеком 1994 году специально для производства техники по сбору и вывозу мусора, освоил монтаж оборудования известного производителя Schmidt (Германия) на шасси МАЗ-5551. Получилась подметально-вакуумная машина КМ-32001. Агрегат оснащен боковой и цилиндрической щетками, двумя баками для воды (300 и 1000 л) и бункером объемом 7 м3. Дополнительный подборщик мусора — резиновый рукав диаметром 25 см.

Заграница нам поможет

Группа компаний Nilfisk-Advance A/S со штаб-квартирой в Дании считается крупнейшим в мире производителем профессионального уборочного оборудования. Коммунальные модели RS 500, RS 850 и RS 1300 с бункерами вместимостью 0,5—1,3 м3 укомплектованы мощными вакуумными турбинами и могут всасывать стеклянные бутылки, камни и т. п. Гидравлическая заслонка позволяет им подбирать крупный мусор на ходу. Самая компактная машина фирмы — RS 501 с 240-литровым баком для воды. RS 850 сочетает компактность с высокой производительностью: с третьей щеткой ширина уборки составляет 2,1 м. RS 1300 с шириной уборки 1,6 м завершает модельный ряд тротуарных пылесосов от Nilfisk-Advance.

Оригинальные машины Bucher-Schоrling достаточно широко продаются в России — как новые, так и поработавшие на улицах европейских городов. CitySpider, CityCat 2020XL, CityCat 5000 и CityFant 60 доступны и сравнимы по цене с аналогичными по производительности новыми моделями российской сборки.

Что интересно, немцы сами устанавливают оборудование CityFant 60 на российские шасси специально для продажи в нашей стране — в итоге имеем ЭД-244В (МАЗ-5551/5337) и ЭД-244КМ-08 (КамАЗ-53605). Ширина полосы уборки зависит от смонтированной навески: с правой шахтой (раструбом) она не превышает 50 см, а комплект из правой и левой шахт с дисковой и цилиндрической щетками доводит полосу очистки до 3,6-метровой ширины. Объем бункера варьируется от 4 до 11 м3, объем водяного бака — 600—2000 л.

Продукция немецкой компании Schmidt также популярна в России. Несколько младших моделей с небольшими бункерами и баками объединяются названием Swingo. Модель Classic имеет бункер объемом 1,5 м3 (водяной бак — 295 л) и метет полосу шириной до 2,9 м со скоростью до 15 км/ч. Среднеразмерная модель Cleango оснащена бункером объемом 3,7 м3. При установке третьей щетки ширина уборки достигает 3,1 м при скорости 20 км/ч. В ассортименте немецкого производителя также четыре крупных модели: SK 500 (5 м3, 1100 л, 2 м), SK 600 (6 м3, 1200 л, 2,3 м), SK 650 (7 м3, 1345 л, 2,3 м) и SK 700 (7 м3, 1500 л, 2,3 м).

Техника концерна “Multicar Zweigwerk der Hako-Werke GmbH” (Германия) представлена классическими моделями Multicar М26 и Multicar Fumo с вакуумно-уборочным оборудованием компании “Gebrоder Trilety GmbH”. Весной этого года немцы презентовали в С.-Петербурге серию Hako-Citymaster. «Малыш» Citymaster 90 позиционируется как альтернатива целой армии дворников. Машина высокоманевренна за счет гидравлического привода заднего поворотного колеса, умеет преодолевать уступы высотой 13 см. Ширина подметания — 1,75 м, объем водяного бака — 100 л. Citymaster 300 с баком для воды емкостью 150 л комплектуется дополнительным рукавом (диаметр 42 см) со стальным мундштуком на роликах, управляемым с водительского места. В качестве бункера выступает стандартный мусорный бак емкостью 240 л. Объем бака для воды — 150 л, максимальная ширина подметания — 1,75 м. Имеются и более крупные машины: Citymaster 1200 и Citymaster 2000 (1,85 м3, 350 л, 2,5 м).

Швейцарский Aebi Holding Inc. известен в России машинами MFH 2500 с емкостью бункера 2 м3 и бака для воды 450 л, и MFH 5000 (5 м3, 1000 л).

Начинают проникать в Россию агрегаты испанской компании Ausa, в частности — средняя тротуарная модель MultiTask 300 H, представляющая собой оборудование Trilety на испанском шасси. Бункер имеет объем 3 м3, водяной бак — 650 л, ширина зоны подметания — 2,8 м.

На пике эволюции возвышается швейцарская техника от международной компании Boschung Holding AG (Швейцария) — малогабаритные машины серии S, и венчает все агрегат для чистки горных дорог. Сомнительно, что эти сверхдорогие машины найдут дорогу к сердцам и кошелькам обычных (то есть не московских) российских коммунальщиков.

При выборе подметально-вакуумных машин особое значение имеют грузоподъемность, вместимость бункера для мусора и водяного бака, ширина полосы уборки, рабочая скорость и наличие хорошей звукоизоляции, которая позволит использовать технику ночью.

Магистрали тоже можно чистить

Иногда для уборки дорог применяются намного более мощные вакуумные машины, относящиеся к классу аэродромной техники. Здесь импортным агрегатам просто нет конкуренции.

К примеру, Bucher STKF 9500 на базе шасси Daimler-Chrysler AXOR 1829 в состоянии очистить до 92000 м3 за час, собрав грязь, воду и предметы размером до 6 см в бункер объемом 9,5 м3 на скорости до 40 км/ч. Ширина уборки с двумя дисковыми подметальными щетками достигает 3,5 м. В комплектацию машины входят водяной бак системы пылегашения объемом 2000 л и два вентилятора, работающих от своего дизельного двигателя. Позади всасывающих раструбов находится цилиндрическая подметальная щетка размером 40х230 см, которая отрывает и поднимает в воздух по направлению к всасывающим соплам слежавшиеся частицы грязи. За щеткой установлены два мощных воздушных сопла поддува — они направляют воздушный поток в направлении всасывающих сопел.

Как видно, аэродромные модели достаточно мощны, чтобы обслуживать автомагистрали — если местные власти этим озабочены. В Москве, например, на вооружении компании «Кольцевые магистрали» находятся швейцарские машины Boschung Jet Broom, каждая стоимостью в миллион евро. Там, где деньги имеют значение, применяется не менее производительная техника серийной, а не ручной сборки.

Олег Никитин

Мнение

Александр Мушниченко, продакт-менеджер российского представительства Nilfisk-Advance A/S:

— Выпускаемые в России подметально-вакуумные машины пока уступают качеством зарубежным. Культура содержания дворовых территорий, тротуаров и дорог растет, также как и потребность в такой технике. Другое дело, что платить за качественное оборудование пока готовы не все. Сэкономить на первоначальном этапе можно, купив универсальную малогабаритную машину с возможностью монтажа разнообразного коммунального оборудования — вакуумно-подметального, пескоразбрасывающего, поливомоечного и др. Но, в конечном счете, узкоспециализированная машина, применяемая в «свой» сезон, проявит себя лучше и будет работать более производительно, чем универсальная.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация