Сколько у БелАЗа лошадиных сил и другие характеристики этих машин

Два карьерных самосвала БелАЗ – самый маленький и самый большойКарьерная техника БелАЗ сейчас занимает более четверти мирового рынка самосвалов, грузоподъемностью свыше 90 тонн. В 2014 году произошло включение карьерного самосвала БелАЗ в европейскую книгу рекордов Гиннеса, поскольку он смог перевезти 503.4 тонны груза! Вообще же грузоподъемность БелАЗа 75710 составляет 450 тонн, и эта самая крупная модель, которая выпускается белорусским производителем.

Зачем был создан?

Промышленное строительство и энергетика в Советском Союзе требовали увеличение карьерных разработок. После войны было принято решение о запуске производства белорусские самосвалы повышенной грузоподъемности, которые способны снизить себестоимость работы в карьерах. Расчет оказался верным, а успешная история предприятия насчитывает уже больше 70 лет.

История автомобилей БелАЗ

Архивное фото культового карьерного самосвала БелАЗ-540

Завод в Жодино был создан в 1948 году, но лишь в 1958 году сюда передали производство большегрузных самосвалов с МАЗа. Сначала здесь производили 25-тонные МАЗ-525, а первая БелАЗ машина с маркировкой 540А увидела свет только в 1965 году. Уже тогда советским конструкторам поставили задачу создать на базе БелАЗа самый большой самосвал в мире.

Стоит отметить, что завод за эти годы развивался поступательно:

  • В 1967 создали карьерный БелАЗа-548А грузоподъемностью 40 тонн;
  • 1968-й год отмечен появлением нового 75-титонного БелАЗа-549 в с электромеханической трансмиссией;
  • к годовщине Октябрьской революции в 1977 году выпускается самосвал, способный везти уже 110 тонн груза;
  • двумя годами позже появляется грузовик БелАЗ-7521 грузоподъемностью 180 тонн;
  • в 1990 году новая модель с обозначением 7550 способна перевозить уже 280 тонн груза.

По заводской программе выпускаются не только карьерные самосвалы с гигантскими габаритами, но и трактора БелАЗ, аэродромные тягачи, погрузчики и машины для подземных работ.

Стоит отметить, что 96 % продукции белорусского автогиганта идет на экспорт. БелАЗ входит в семерку ведущих производителей карьерной техники в мире.

Грузоподъемность БелАЗов

Гигантский самосвал БелАЗ 75710 является флагманом. Его номинальная грузоподъемность 450 тонн, а фактически он способен перевозить при максимальной нагрузке свыше 500 тонн груза.

Самый маленький из выпускаемых белорусским заводом автомобилей с самосвальной выгрузкой – 7540. Этот грузовик перевозит «всего» 30 тонн, что является минимальным значением для модельного ряда автомобилей.

Технические характеристики карьерных самосвалов БелАЗ

Габаритные размеры карьерного самосвала БелАЗ серии 7571

Учитывая внушительные габариты и массу автомобиля, при его создании пришлось решать массу технических задач. Обеспечить эффективное управление и безопасную эксплуатацию автомобиля собственной массой (без учёта груза) от 20 до 390 (!!!) тонн дело не простое.

Габаритные размеры и вес покрышки

Размер самого крупного в мире карьерного самосвала БелАЗ 75710 просто гигантские: 20 600 х 9 750 х 8 265 мм. Более 20 метров в длину и 8 метров в высоту! Диаметр колеса составляет 63 дюйма или 3,7 метра.

Вес одной покрышки БелАЗа 75710 составляет 5 300 кг. Два таких колеса будут весить больше, чем большинство серийных седельный тягач, которые перемещаются по дорогам общего пользования,

Ходовая часть и рулевое управление самосвала БелАЗ 75710

У БелАЗа 450-тонной грузоподъемности зависимая пневмогидравлическая ходовая часть со встроенным гидравлическим амортизатором. Удивительно, но этот гигант достаточно маневренный и хорошо управляемый.

Рулевое управление на этом карьерном гиганте специфическое. Управляемыми на модели являются передний и задний мосты. Вместо рулевых тяг применяются два цилиндра. Такое управление дает радиус разворота «всего» 45 метров. А если в дело при повороте входят оба моста, то он и вовсе уменьшается до 19.8 метра.

Силовая установка и ее характеристики

Фото одного из двигателей БелАЗа

Узнать сколько у БелАЗа лошадиных сил заглянув в характеристики мотора нельзя. Дело в том, что у модели 75710, например, сложносоставная силовая установка, которая с помощью электромеханической трансмиссии позволяет разогнать самосвал до 67 км/час.

Она состоит из двух дизельных двигателей MTU DD 16V4000 мощностью в 2 332 л. с. (1 715 кВт) каждый, суммарным объемом 130 литров. Они запускают в работу два генератора, которые подают ток на электромоторы тяги, установленные на приводах колёс. Суммарная мощность колёсных электромоторов составляет 6 520 л. с.

Обратите внимание! Силовая установка требует периодического обслуживания, которое делается каждые 500 моточасов. Во время ТО меняется масло и фильтры, тоже не маленьких размеров.

Несмотря на тяжёлые условия эксплуатации ресурс пробега у БелАЗа достигает 800 000 километров. И хоть курсирует этот грузовик в карьерах с небольшим транспортным плечом, вырабатывает ресурс примерно за 6-7 лет. Ведь часто, эти огромные «муравьи» используются круглосуточно.

Трансмиссия и гидросистема

Карьерные самосвалы белорусского автозавода разделены на две категории – с гидромеханической и электромеханической трансмиссией. К первой относятся «малыши» грузоподъёмностью до 90 тонн, ко второй – все самосвалы, способные поднять 90 тонн и больше.

В небольших по меркам БелАЗа 7540 самосвалах применяется трех- или пятиступенчатая гидромеханическая трансмиссия. Два карданных вала передают крутящий момент на привод.

В машинах используется гидравлическая система с одним общим баком. Контур подаёт масло как на гидроцилиндры, так и на тормоза. Рулевое управление, естественно, тоже оснащено гидроусилителем. Цилиндры идут по два на каждый мост для управления поворотами.

Производительность гидросистемы составляет 168дм3 в минуту, что позволяет поднять кузов за 16 секунд, а опустить – за 20. Однако, когда идёт разгрузка предусмотрено полное отключение рулевого управления. В это время вся мощность гидравлической системы направляется на подъём самосвальной платформы.

Системы безопасности

Система безопасности специально разработана БелАЗом для автомобиля-самосвала гигантских размеров. Она включает в себя:

  • стабилизатор поперечной устойчивости, защищающий от бокового опрокидывания и придающий плавность хода;
  • страховочную систему рулевого управления, если сломается гидравлика;
  • из салона БелАЗа видны индикаторы электронных весов, которые показывают, сколько породы уже загружено в кузов.

Сферы применения и особенности эксплуатации

Фото карьерного самосвала БелАЗ 75710 на горе и идущего к нему человека

Семейство самосвальной техники белорусского производителя предназначено для транспортировки в большом объеме рассыпного горного сырья и полезных ископаемых. Эти автогиганты способны работать и на приисках, и в карьерах, и на обогатительных предприятиях, строительных и гидротехнических площадках независимо от климатического пояса и температурного режима.

Производитель предлагает БелАЗы как в тропическом, так и северном исполнении, и, соответственно, жизненный цикл таких машин зависит от условий эксплуатации. Например, вопрос о серьезном ремонте или списании БелАЗа на Крайнем Севере встанет лишь, когда он отходит около 225 000 км. В то же время карьерная страда позволит на полную катушку использовать самосвал до выработки в 220 000 км, а на строительном поприще пробег грузовика составит не менее 320 000 км.

Из-за серьезных рабочих нагрузок ахиллесовой пятой агрегата считается перегрев. Особенно на территориях с жарким климатом стальной богатырь испытывает проблемы с масляными радиаторами и фрикционами передач. В остальном же нареканий в сторону белорусских самосвалов мало. Большинство владельцев эксплуатирует автогиганты в рамках рекомендаций компании-производителя.

Аналоги БелАЗов

Карьерный самосвал Liebherr T284 на выставке MINExpo 2012

Карьерные самосвалы белорусского производства можно встретить не только на просторах бывшего СССР, но и в Европе, Китае, Африке, Южной и Северной Америке. Среди конкурентов БелАЗа знаменитые гиганты Komatsu, Caterpillar, Liebherr, Hitachi. Все они имеют в своей продуктовой линейке карьерные самосвалы разной грузоподъёмности.

Кроме того, есть специализированные компании, такие как Terex trucks (вновь принадлежащий Volvo Group), индийское предприятие BEML, итальянские Astra и Perlini. Китайские машиностроительные предприятия, особенно крупные – Sany, XCMG – также активно продвигают горные самосвалы на мировой рынок.

Автор: ТЕХНОmagazine

Добавить комментарий