Dakar 2016: Гонка моторов
Автоспорт всегда вызывал интерес у людей во всём мире. И наша страна не исключение. Вот только серьёзных успехов добиться в классических дисциплинах пока не получается. Хотя прогресс наших гонщиков, постепенно осваивающих в том числе королевские гонки Формулы 1, как говориться, «на лицо». А вот ралли-рейд «Дакар» в зачёте грузовиков является для нас настоящей «отдушиной» последние лет 20. Тринадцать из которых, команда из Набережных Челнов «КАМАЗ-Мастер» является обладателем заветного золотого «бедуина» — приза победителю гонки.
В первом номере 2016 года ТЕХНОmagazine уже писал, что Dakar стал лишь названием гонки и с 2009 года никакого отношения к Африканской пустыне не имеет. Он проводится в Южной Америки, а в этом году и вовсе прошёл всего по двум странам – Аргентине и Боливии. Власти Перу отказались от проведения ралли-рейда на своей территории, посчитав, что Эль-Ниньо – колебание температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана, имеющее заметное влияние на климат – может внести серьёзные коррективы в планы проведения гонки. Отчасти, это решение было принято из-за того, что Чили, которое тоже вынуждено было отказаться от принятия Dakar 2016, сильно пострадала от стихии в прошлом году. К тому же, чилийские власти вынуждены решать вопросы с последствиями сентябрьского землетрясения. В итоге, маршрут был составлен в основном по территории Аргентины с трёхдневным «заездом» в Боливию.
Ралли Dakar – это самый престижный ралли-рейд. Для участия в нём собираются лучшие мировые команды. В этом году на старт вышли 354 участника в четырёх категориях: мотоциклы, квадроциклы, автомобили и грузовики. В зачёте грузовиков на старт вышли 55 машин, из них четыре экипажа команды «КАМАЗ-Мастер» и три белорусской «МАЗ СПОРТ Авто». Интересно, что минская команда привезла на Dakar 2016 машины с тремя разными двигателями: Ярославского и Тутаевского моторных заводов для боевых машин и «быструю техничку» с двигателем Gyrteh, который собрала чешская компания PowerTech Systems на основе силового агрегата Caterpillar.
Среди участников стоит отметить Ханса Стейси на грузовике MAN, который выигрывал Дакар в 2007 году и принимавший участие в Dakar уже в десятый раз. Пересевшего в этом году с TATRA на Iveco Алеша Лопрайса – племянника знаменитого чешского гонщика, шестикратного победителя ралли-рейда Карела Лопрайса. А также побеждавшего четыре года назад голландца Жерара де Роя на капотном автомобиле Iveco. Кроме того, сильные команды подготовили и другие участники, выступающие на Scania, DAF, TATRA, Renault, Mercedes, LIAZ, Hino и Ginaf.
Как отмечают участники соревнования, Dakar 2016 был совершенно не похож на предыдущие ралли-рейды. В отличие от прошлых гонок, в этом году организаторы сделали больший упор на выносливость техники и экипажей. В то время как раньше, «изюминкой» ралли-рейда были сложные навигационные задачи и умение пилотировать в труднопроходимых песках. «Это было совсем не то, чего мы ждали. Дороги были вроде тех, что на мировом первенстве по ралли, и это явно не моё. Для меня это не настоящий «Дакар», и я слышал, что многие думают так же», признался позже голландский гонщик Iveco Жерар де Рой.
Старт Dakar 2016 был дан 2 января в Буэнос-Айресе, откуда участники ралли-рейда двинулись в сторону Росарио. Вообще, первый день называется прологом. Спортсмены проезжают небольшой спецучасток, в этом году – это 11 км, который является своеобразной квалификацией, и отправляются на лиазон до первой стоянки. К сожалению, в этом году на прологе случился несчастный случай – на шестом километре автомобиль под управлением китайской гонщицы Го Мэйлин, подпрыгнув на кочке, потерял управление и врезался в стоящих вдоль трассы зрителей. В результате инцидента, по меньшей мере, десять человек получили травмы и были отправлены в больницу. А организаторы приняли решение отменить пролог гонки, и участники отправились на бивуак в режиме лаизона.
На этом злоключения на Dakar 2016 не закончились. Хотя их последствия были менее трагичны. Уже на следующий день директор гонки Этьен Лавинь, после двухчасовой задержки объявил об отмене первого этапа ралли-рейда. Причиной стал сильнейший ливень превративший спецучасток в «грязевую ванну». Кроме того, сложные погодные условия препятствовали работе вертолётов, обеспечивающих безопасность участников во время гонки. Таким образом, «боевое крещение» на Dakar 2016 состоялось только в третий день.
Переночевав в Вилья-Карлос-Пас, гонщики стартовали с 90-километрового лиазона. И тут произошла очередная небольшая накладка. Организаторы видимо не учли, что грузовикам придётся передвигаться по узким улочкам местных деревень, и заложили на преодоление этого дорожного отрезка слишком мало времени. В итоге старт скоростного участка пришлось сдвинуть на 20 минут.
Как говориться – «не понос, так золотуха». Из-за экстремальной жары и влажности, планировавшийся как 510-километровый спецучасток сократили до 387 км. Первенствовал на первом состоявшемся скоростном этапе ралли-рейда Dakar 2016 голландец Ханс Стейси на MAN. Вторым к финишу пришёл его партнёр по «конюшне» Питер Верслуис. Третьим был Жерар де Рой на Iveco. Российские КАМАЗы заняли три места в конце первой десятки.
Чехарда с погодой продлилась и в четвёртый день ралли-рейда. На трассу вновь обрушились ливни. О том, что длина скоростного участка будет сокращена с 314 до 190 км, стало известно ещё накануне вечером. Поскольку грузовики стартуют после того как на трассу отправятся мотогонщики, квадроциклы и джипы, им и «повезло» больше всего. После их старта на трассу пришёл основной дождевой поток и пилоты вынуждены были «месить грязь» на размокшей дороге. Жертвой водно-грязевых «ванн» стал экипаж Эдуарда Николаева, которого на 20-м километре спецучастка стащило с дороги. «Мы уже поднимались в предгорья, а там вода просто напросто стекала бурными ручьями, и трасса становилась скользкой как лёд. Повезло, что не повредились, ни сами, ни автомобиль, ни колёса», так прокомментировал этот инцидент сам пилот КАМАЗа.
Многим такие условия покажутся не совсем экстремальными, ведь на дорогах общего пользования в российской глубинки – это стандартная ситуация практически каждой весной. Вот только не стоит забывать, что спортивный грузовик разгоняется очень быстро, а вот торможение, за счёт большого веса машины, происходит не столь эффективно.
На следующий день экипажей грузовиков ждал марафон. Кольцевой спецучасток протяжённостью 418 км, который проходил на высоте почти 3500 метров над уровнем моря и 200 км лиазон пятого дня ралли-рейда заканчивался… закрытым парком без права доступа к машинам не только механиков, но и самого экипажа. Из всех манипуляций над грузовиками, можно было только заменить колесо, если оно порезано и заправить автомобиль. Все ремонты и техническое вмешательство можно осуществлять только силами экипажей и только после старта скоростного участка ралли. Технические службы и механики отправились своим маршрутом на бивуак пятого этапа и встретятся с командами только через два дня гонки.
Трасса скоростного участка была проложена таким образом, что больше напоминала грунтовый этап Чемпионата мира по ралли, чем привычный дакаровский спецучасток. Победу на этом этапе праздновал Жерар де Рой на Iveco с результатом почти четыре часа. Всего 37 секунд уступил ему пилот MAN Питер Верслуис. Тройку лидеров, с отставанием от победителя в 1 минуту 18 секунд, замкнул Ханс Стейси также выступающий на грузовом болиде MAN.
На следующий день гонщикам предстояло подняться ещё выше – в этом году Dakar покорил вершину в 4600 метров. На такой высоте человек ощущает нехватку кислорода. Это настоящее испытание не только для машин, но и для пилотов. Экипажам предстояло преодолеть 642 км пути из аргентинского городка Сан-Сальвадор-де-Жужуй до боливийского Уюни. Из них больше половины – 327 километров – спецучасток.
Как отмечали пилоты, наконец-то Dakar покинул грунтовые дороги Аргентины и начались участки, более привычные для ралли-рейда: бездорожье, пересохшие реки, навигационные задачи. К сожалению и саму гонку покинули некоторые участники и в их числе один из претендентов на подиум – Алеша Лопрайс. Проблемы с компрессором были и у белорусского экипажа Сергея Вязовича, но их, к счастью, удалось решить.
На седьмой день ралли-рейда был запланирован ещё один кольцевой этап. Для грузовиков он был отдельный. Если все остальные участники соревнования проезжали свой самый большой спецучасток, протяжённостью 542 км, то грузовые автомобили преодолели 295 километров трассы. Причём начался спецучасток бездорожьем, которое во второй части сменилось скоростной дорогой в стиле чемпионата WRC, где большую роль играли разгонные характеристики моторов. Именно тут и проявили себя пилоты MAN. Хотя и Жерар де Рой на Iveco не отставал от них. Несмотря на то, что по бездорожью КАМАЗы смогли обойти своих соперников, для победы на этапе этого не хватило, не говоря уже о том, чтобы отыграться.
Первым на финиш спецучастка шестого этапа ралли Dakar 2016 пришёл Ханс Стейси. Его товарищ по команде Питер Верслуис отстал от него на 1 минуту 15 секунд и занял третье место. А между ними, с отставанием всего в семь секунд финишировал Жерар де Рой. Четвёртое, пятое, шестое и восьмое место на этапе заняли КАМАЗы, причём первые три финишировали очень близко друг от друга – четвёртое и шестое места разделило всего 50 секунд.
А на следующий день гонщики и группы сопровождения вновь отправились в Аргентину. Седьмой этап, который по факту был только шестым, начавшись в Уюни, после преодоления 793 км финишировал в городе Сальта, где экипажи ждал день отдыха. Эта передышка позволяет командам проверить машины и произвести необходимые ремонты.
После восьми дней соревнований из гонки выбыли восемь грузовиков. Лидером по итогам половины ралли-рейда стал Питер Верслуис на MAN, опережая идущего на втором месте Жерара де Роя на Iveco на 5 минут. На третьем и четвёртом местах расположились КАМАЗы Айрата Мардеева и Эдуарда Николаева, соответственно. Двух товарищей по команде КАМАЗ-Мастер разделяет всего шесть секунд. Из борьбы за лидерство выбыл пилот TATRA Мартин Коломны. Чех совершил неудачный манёвр и получил очень жёсткое приземление, при котором у него едва не оторвало от рамы кабину. В результате, он вынужден был добираться до финиша с большой потерей времени.
Восьмой этап ралли-рейда Dakar 2016, который состоял из двух скоростных участков протяжённостью 162 и 232 км и разделённых 140-километровым лиазоном, принёс огорчения белорусской команде «МАЗ СПОРТ Авто». Уже сталкивавшийся с неполадками компрессора Сергей Вязович вынужден был сойти с дистанции и покинуть гонку из-за проблем с двигателем ЯМЗ уже на первом спецучастке. Второй экипаж МАЗа Александра Василевского уже на втором допе столкнулся с неполадками электроники, а также был вынужден тушить возгорание, вызванное попаданием топлива на коллектор. Это отбросило шедшего в первой десятке белорусского гонщика на 27-е место с почти двухчасовым отставанием от победителя этапа.
Как отмечают пилоты, восьмой этап был одним из самых сложных. В старых дакаровских традициях, с песком и бездорожьем. Победителем его стал голландец Жерар де Рой, вторым и третьим были Эдуард Николаев и Андрей Каргинов из команды КАМАЗ-Мастер. Благодаря этой победе, Жерар де Рой смог подняться на первую строчку и возглавить классификацию грузовиков. Эдуард Николаев также поднялся в общем зачёте и с отставанием около восьми минут расположился на втором месте. Оба они, сместили Питера Верслуиса с первого на третью строчку грузового зачёта.
На девятом этапе ралли Dakar 2016 организаторы вновь были вынуждены сократить скоростной участок. Из 285 километров трассы были исключены 100 км песка. Сильнейшая местная жара сделали такие желанные песчаные участки непроходимыми для большинства участников гонки. Медицинские вертолёты периодически доставляли с трассы мотоциклистов и гонщиков на квадроциклах, которые получали тепловые и солнечные удары.
Кстати, жара плохо сказывалась не только на гонщиков, участвующих на «открытом» транспорте. Аргентинец Федерико Вильягра на Iveco вынужден был остановиться из-за проблем с самочувствием штурмана. Да и двигатели подверглись серьёзному испытанию. Их температура на некоторых машинах была близка к критической, что вынуждало пилотов сбрасывать обороты.
Пески стали причиной неприятностей задержек и по другим причинам. Так для замены колеса в условиях зыбучих песков были вынуждены остановиться Эдуард Николаев и Дмитрия Сотникова. Застрял в песках и затем проколол колесо лидер первой половины ралли Питер Верслуис. Эти неприятности, кстати, стоили ему ещё одного места в общем зачёте. Ведь если в обычных условиях замена отнимает около 7 минут, то тут даже опытные спортсмены тратили вдвое больше.
Следующий, десятый этап ралли Dakar 2016, также проходил в песках. Дюны Фьямбалы ставят навигационные задачи перед штурманом и требовательны к пилотированию. Рыхлый песок создаёт опасность «сползти с трассы», а таящиеся булыжники способны пробить обод или картер. Одна из этих неприятностей приключилась с Эдуардом Николаевым на КАМАЗе. На 180-м километре дистанции, машина завалилась на бок. Выбраться самостоятельно экипажу не удалось. Вытащить грузовик получилось только при помощи партнёров и то в несколько приёмов. В итоге отставание Эдуарда Николаева от лидера общего зачёта в классе грузовиков составило 3,5 часа, что лишила его всяческих шансов не только на победу, но и на подиум. А спецучасток выиграл голландец Паскаль де Бар на Renault.
Оставшиеся три этапа не изменили расстановку сил в лидирующей группе. Из гонки выбыл второй автомобиль команды «МАЗ СПОРТ Авто». Как и у болида Сергея Вязовича Александра Василевского подвёл двигатель. Силовой агрегат Тутаевского завода не выдержал сильной жары. Разбираться в причинах такой ситуации будут уже специалисты завода. Последний оставшийся в строю грузовик МАЗ с новым двигателем Caterpillar удачно добрался до финиша ралли Dakar 2016, хоть и занял 25 место.
Закончить ралли-рейд и финишировать в этом марафоне смог 41 грузовик из стартовавших 55 машин. Победителем Dakar 2016 и обладателем «большого золотого бедуина» стал пилот Iveco Жерар де Рой. Второе место с итоговым отставанием 1 час 10 минут 27 секунд занял пилот команды КАМАЗ-Мастер Айрат Мардеев. Замкнул тройку призёров, к радости местных болельщиков, уроженец аргентинского города Кордова Федерико Вильярга на Iveco.
Подводя итоги гонки, хочется отметить, что Dakar 2016 показал принципиально новый подход к ралли-рейду, ориентированный больше на скоростные участки, разбавленные бездорожьем, где много длинных зон преодолевается на максимальной скорости. Такие участки более требовательные к силовым агрегатам и тормозам. Несмотря на то, что во второй половине ралли-рейда присутствовали пески и бездорожье, нынешний Dakar стал больше похож на усложнённый чемпионат по классическому ралли. Этот подход, возможно, вполне оправдан и позволяет внести в гонку интригу, которую она последнее время утратила. Ведь именно раллийности в Дакаре было мало. Это, в свою очередь, приведёт к изменению подхода к подготовке машин. Придётся искать компромисс между внедорожными настройками и желанием преодолеть скоростные участки максимально быстро. Тенденция это, или просто разовая «проба пера» покажет время и следующий Dakar 2017, маршрут которого пока не утверждён.
Если тенденция сохранится, то тяжелее всего, вероятно, придётся КАМАЗу. Ведь у Iveco, MAN, TATRA, в отличие от челнинских машин, установлен рядный шестицилиндровый мотор, которому больше подходят скоростные участки, тогда как у КАМАЗов стоит тяговитый V-образный двигатель. Также, все иностранные грузовики – MAN, TATRA, Iveco, Scania, Renault – оснащены горным (моторным) тормозом, чего нет на машинах команды «КАМАЗ-Мастер». Нам, болельщика, остаётся только пожелать команде из Набережных Челнов удачи. Конечно, радостно видеть в лидерах отечественные машины, но радость побед «в одну калитку» значительно меньше, чем выигрыш в равной и упорной борьбе.
Автор: ТЕХНОmagazine