На ЧТЗ создали уникальный бульдозер ДЭТ 400
Всего год потребовался челябинским машиностроителям для того, чтобы конструкторский замысел новой модели воплотить в реальный трактор
Содержание статьи
Догнали и перегнали Америку
Южноуральский промышленный гигант десятки лет помимо классических дизельных тракторов выпускает технику с электромеханической трансмиссией. Эти машины зарекомендовали себя как надежные и долговечные.
Дизель-электрический трактор ДЭТ-250 особенно полюбился эксплуатационникам на широких просторах СНГ. Однако электромашины, приводящие в движение ДЭТы, работают на постоянном токе, что ограничивает сферу их использования. В частности, они не любят влажную и водную среду. Несколько лет потребители обращались к руководству ЧТЗ с просьбой наладить выпуск тракторов, «питающихся» переменным током, чтобы любая влажность была им нипочем.
Идея создания высокоэффективного бульдозера, работающего на переменном токе, овладела умами изобретателей давно. Такая технология удешевляет производство и делает предельно простым управление мощным механизмом. Но дальше опытных образцов даже у ведущих мировых производителей дело так и не пошло. Правда, детройтские автомобильные светила разрабатывают электромашины переменного тока, но пока только для применения на большегрузных самосвалах.
Обеспечить технологический прорыв в тракторостроении в конце 2005 года взялись на ЧТЗ. В качестве партнеров для производства электромашин выбрали новосибирский завод «Сибэлектропривод» и научно-производственное предприятие «Электрон» из Новочеркасска. Путь от «чистого листа» до «железа» совместными усилиями преодолели рекордными темпами. И вот уже ЧТЗ готовит трактор ДЭТ-400 к заводским испытаниям.
На бульдозере, как в иномарке
– Нам удалось создать сильную машину, которая прячет под капотом четыреста «лошадей», – рассказывает директор завода мощных тракторов Виктор Стародубцев. – Но это не единственное, что способно впечатлить даже искушенных бульдозеристов. Трактор управляется, как легковая иномарка с автоматической коробкой передач, что обеспечивает плавность хода и мгновенный реверс – движение вперед-назад. В то же время бульдозер получился необыкновенно скоростным: конструкторам даже пришлось поубавить его резвый «запал».
Впрочем, легкость в управлении – фирменный знак всех ДЭТов. А вот быстрота хода определяет конкурентные преимущества нового «четырехсотого». К примеру, на Украине есть Верхнеднепровский горно-обогатительный комбинат с карьером глубиной восемь километров. Наш богатырь спустится на его дно за час, а его американские коллеги с аналогичными техническими характеристиками проделают тот же путь за полную рабочую смену.
Агрегат на 100 киловатт
– Больше трех десятков наших дилеров провели маркетинговые исследования в регионах, – говорит технический директор ЧТЗ Виктор Иванов. – Новая машина особенно придется по душе работающим в болотистой местности – ДЭТ-400 совсем не боится воды. А расположение кабины посередине бульдозера и компьютерное управление процессами делают условия труда бульдозериста идеальными. Узлы ходовой части сделаны так, что при движении сглаживаются все неровности рельефа, сводя до минимума вибрацию и повышая комфорт водителя.
Создатели постарались сконструировать поистине универсальный агрегат: он может использоваться как бульдозер, рыхлитель, трубоукладчик, а может и как сварочный аппарат. Кроме этого, комплектуется лебедкой. Генерирующий электроэнергию ДЭТ-400, вырабатывая 100 киловатт, легко обеспечит жизнедеятельность небольшого поселка. При аварии на железной дороге – тьфу-тьфу – многофункциональный трактор растащит вагоны, уберет рельсы, расчистит площадку, восстановит насыпь.
На Урал полярный
– ЧТЗ готов предложить свою новинку для реализации проекта «Урал промышленный – Урал полярный», – смотрит в будущее генеральный директор предприятия Валерий Платонов. – За счет меньшего использования меди, которая постоянно дорожает во всем мире, себестоимость машины снизится до 30 процентов, что существенно повышает ее конкурентоспособность. ДЭТы просты в обслуживании и надежны.
«Новым словом в современном тракторостроении», «прорывом конструкторской мысли» успели назвать эксперты собранный в Челябинске дизель-электрический трактор. Уже сегодня один только российский рынок готов «проглотить» более сотни ДЭТов.
Юрий БОГАТЫРЕВ