Всё о грузовиках Валдай: история, описание, технические характеристики
Первый среднетоннажный грузовой автомобиль в суверенной истории новой России подошел к своему 20-летнему юбилею. В начале 2000-х Валдай занял открытую рыночную нишу, однако завоевать её тогда не получилось. И вот со второй попытки машина начинает отвоёвывать своё «место под солнцем».
Содержание статьи
Исторические факты о грузовиках Валдай
После коммерческого успеха малотоннажных грузовиков Газель, вполне логичным было появление модели классом выше. Однако совместный проект ГАЗа с АМО Зил не сложился, а потом и минский автомобильный завод отказался от поставки своих кабин МАЗ 5336 для новых грузовиков под названием Валдай. Конструкторам горьковского автозавода пришлось самостоятельно проектировать кабину под уже готовое шасси.
Опытный образец показали в 1999 году, а серийное производство машины запустили в 2004-м. Спустя 10 лет Валдай уступил место ГАЗону NEXT City. Однако снова вернуться в 2020-м, уже в новом обличии, с новыми характеристиками и планами.
Выпускаемые модели
Новое поколение грузовиков Валдай получило традиционное для группы ГАЗ обозначение NEXT и было представлено широкой общественности в конце 2020-го, а старт продаж официальные дилеры открыли в марте 2021 года с трёх модификаций: изотермический, промтоварный и евро фургоны.
Машина кардинально изменилась от первой версии. Кабина стала бескапотной. Группа ГАЗ не стала заниматься разработкой, а договорилась с китайской компанией на поставки с китайским производителем Foton. Тем самым придав новому семейству автомобилей современный внешний вид и уровень комфорта водителя.
Грузоподъёмность нового Валдая NEXT составила 3,5 тонны, при поной массе 6 700 кг. Интересно, что в конструкцию модели заложили задний мост, предназначенный для грузовиков весом 9 тонн.
Спустя два с половиной года на рынок вышли сразу несколько моделей новой серии грузовых машин ГАЗ. Первой стала обновлённая версия под названием Валдай 8. Полная масса машины стала чуть больше — 7,5 тонн, а грузоподъёмность 4 600 кг.
Также, осенью 2023 года был представлен грузовик Валдай 12, с грузоподъёмностью до 8 тонн и полной массой 11 990 кг. Стоит отметить, 10 кг до круглой цифры он «недобрал» осознанно. Дело в том, что таким образом модель осталась в категории грузовиков N2, которые освобождаются от обязательной регистрации большегрузного транспорта в системе ПЛАТОН. Что, как надеется производитель, позволит повысить привлекательность в глазах покупателей.
Той же осенью, Группа ГАЗ анонсировала выпуск ещё двух грузовых машин, но уже в тяжёлом классе. Валдай 33 и Валдай 45 представляют собой локализованные версии машин Foton Auman. Первый – самосвал полной массой 33 тонны, второй – седельный тягач с колёсной формулой 4х2.
Характеристики грузовиков Валдай
Что касается характеристик, то инженеры ГАЗ постарались максимально унифицировать компонентную базу. Вначале, вместо устанавливаемого на Валдай первого поколения минского двигателя Д-240 был выбран дизельный мотор Cummins ISF рабочим объемом 2,8 л. Он отвечает требованиям экологического стандарта Евро 5 и позволил снизить расход топлива на 15-20% по сравнению с ГАЗоном NEXT. Кроме того, поскольку данный силовой агрегат уже использовался на лёгких грузовиках ГАЗелей NEXT, это унифицировало техническое обслуживание.
Также разработан локализованный силовой агрегат, который устанавливается на Валдаи 8 и ГАЗели Нэкст с 2023 года. Это импортозамещённый дизельный двигатель G21В объёмом 2,5 л. Мощность его составляет 150 л.с., а крутящий момент – до 420 Нм.
Однако на Валдай 12 устанавливают силовой агрегат помощнее. Тут уже используется двигатель ЯМЗ 534. В пару к нему идёт 6-тиступенчатая механическая КПП с повышающей передачей. Кстати на младшей модели также используется МКПП с 6-ю передачами.
Что касается двух грузовиков Валдай тяжёлого класса, то обе машины оснащаются дизельным двигателем Cummins ISG 12E5 и 12-ступенчатой коробкой. Только если в случае самосвала – это механика, то магистральник оборудован автоматом. Двигатель Cummins – временное решение, перекочевавшее с Foton. В 2025 году автопроизводитель планирует представить обе модели, агрегатированные отечественным мотором ЯМЗ 535.
Эксплуатационные характеристики
Основными типами кузовов для среднетоннажных машин ГАЗ является фургон. Размеры кузова Валдая 8 позволяют вмещать до 11 европалет, тогда как в Валдай 12 можно разместить до 20 паллет. При этом объём кузова составляет 29 м3 и 60 кубов соответственно.
В стандартной комплектации машины оснащены боковой защитой подкузовного пространства, которая легко откидывается, открывая доступ к воздушному фильтру, пневматической системе, аккумулятору. Также на машинах предусмотрены инструментальные ящики.
Топливные баки оснащаются крышкой с замком. В зависимости от модели объём заправляемого топлива составляет 135 литров для Валдай 8 и 200 л для Валдай 12.
Большегрузные Валдай 33 и Валдай 45 представляют собой локализованные версии фотоновских машин узкого профиля. Седельный тягач с колёсной формулой 4х2, самосвал – 6х4. Хотя с последнего можно снять кузов и оснастить его другой надстройкой, пока широкого применения они не нашли.
Внешний вид и салон
Что касается кабин – все они бескапотные. На обоих среднетоннажных грузовиках от Foton Ollin, на старших – Foton Auman. Однако это не прямая поставка или копия. Многое доработано под требования водителей. К тому же, на Валдай 12 есть возможность установить спальник.
Базовыми опциями выступают электрические стеклоподъемники, центральный замок, 9-дюймовый экран мультимедийной системы. Удобна дверная ручка при подъеме на водительское и пассажирские сиденья. Сами сиденья подрессоренные, имеют эргономичную форму. В кабине усилена шумовая изоляция.
Для удобства водителя рулевая колонка имеет настройки по вылету и углу наклона, что обеспечит оптимальное положение для водителя. Спинка среднего сиденья складная, на тыльной стороне которой организован столик.
В качестве дополнительных опций предлагаются кондиционер, предпусковой подогреватель, воздушный обтекатель на крышу кабины.
Вспомогательные системы
В базовой версии установлены системы активной безопасности и помощи водителю – ABS, противобуксовочная система (ASR), круиз-контроль. Дополнительно может установить камеры заднего вида. Для удобства водителя ключ системы зажигания открывает также двери и бензобак.
Модификации автомобилей «Валдай»
Как уже отмечалось, Валдай выпускается в четырёх модификациях – Валдай 8, Валдай 12, Валдай 33 и Валдай 45. Последний представлен только седельным тягачом с колёсной формулой 4х2 и предназначен для эксплуатации в составе автопоезда полной массой до 45 тонн.
Базовыми надстройками для среднетоннажных грузовиков остаются фургоны: промтоварные, европромки, изотермические, рефрижераторные. Однако по заказ можно установить и другие – всего около 150 вариантов. В частности, Валдай оснащают КМУ, бортовым и самосвальным кузовов, тентом, автогидроподъёмником, эвакуаторной платформой.
Такой выбор надстроек обусловлен конструкцией рамы и системы крепления к ней устанавливаемого оборудования. К тому же, Валдай 12, например, может поставляться в пяти вариантах колёсной базы – от 3310 мм до 6310 мм, что существенно расширяет сферу применения автомобиля.