Dakar ушёл, да здравствует Дакар! Новое ралли в Африке
Многое смешалось в нашей жизни, изменилось до неузнаваемости. Иногда говорится одно, а подразумевается совсем другое. И наоборот…. Вот и в автомобильном мире происходят странные вещи. Более 35 лет назад, французский мотоциклист Тьерри Сабин (Thierry Sabine) организовал ралли-марафон из Парижа в столицу Сенегала Дакар. С тех пор, за исключением трёх лет, и вплоть до 2008 года ралли-рейд финишировал в этом африканском городе. А затем «Dakar» переместился за океан – на территорию Южной Америки, «забрав» с собой и название, которое из географической точки финиша, превратилось в имя собственное.
Содержание статьи
Что стало с маршрутом легендарного Dakar
Но Африка не простилась с автоспортом. Каменистое бездорожье и песчаные дюны Марокко, Мавритании и Сенегала продолжают привлекать любителей экстремального вождения и желающих испытать себя и технику на прочность. Наверное именно поэтому, когда «Dakar» переехал в Латинскую Америку, появился новый ралли-рейд «Africa Eco Race» (Африка Рейс), проходящий примерно тем же маршрутом и финиширующий у берегов Розового озера в Дакаре.
Конечно, завоевать сразу же популярность и престиж легендарного «Dakar» новая автомногодневка не могла, да и многие команды, включая КАМАЗ-Мастер, отказались от участия в первых заездах Africa Eco Race, предпочтя традиционный и престижный марафон. Поэтому на первый африканский ралли-рейд в 2009 году на трассу вышло всего 27 участников. В нынешнем году их уже 69, из которых 30 мотоциклистов, 32 автомобиля и 7 грузовиков, в числе которых два экипажа КАМАЗ-Мастер: болид КАМАЗ 4326 под управлением Антона Шибалова и газодизельный КАМАЗ 432690 Сергея Куприянова.
Автогонщики Челнинской «конюшни» отсиживаться не стали и сходу, как и в прошлом году, перешли «в атаку», захватив первое и второе места в зачёте грузовиков. После половины дистанции превосходство второго КАМАЗа над ближайшим преследователем составляло более двух часов. Вот только техника в этом году не выдержала. Проблемы начались ещё на восьмом спецучастке, а на десятом газодизельный КАМАЗ под стартовым номером 403 столкнулся с серьёзной технической проблемой – поломкой сцепления. Из-за чего был вынужден покинуть трассу и направиться на финиш, чтоб сохранить возможность участия в этой престижной многодневной гонке. Почти всю ночь механики устраняли поломку, чтоб экипаж мог выйти на последний этап ралли-рейда и, как оказалось, выиграть его в грузовом зачёте. Но обо всём по порядку.
Немного теории и правил ралли-рейдов
Правила ралли-рейдов несколько отличаются от правил проведения Чемпионатов по ралли. В частности, дистанция гонки состоит из лиазона и спецучастков. Лиазоном называют дорожный маршрут между двумя пунктами контроля времени, который участники должны проехать с определённой средней скоростью. А если по простому, то лиазон – это, по сути, участок пути от финиша одного соревновательного участка до другого. Состязания на этом участке не проводятся, а осуществляется перегон «каравана участников» из пункта «А» в пункт «Б». Поскольку перемещение зачастую проходят по дорогам общего пользования, участники соревнований должны соблюдать правила дорожного движения и определённый график прохождения пути. В случае нарушений, участник соревнований подвергается пенализации – добавлению штрафного времени в общезачётному, что, естественно, влияет на положение пилотов в генеральной классификации гонки.
Ну а основная борьба ведётся именно на спецучастках. Именно тут происходит всё самое интересное и, к сожалению, иногда трагичное. За победу на спецучастке не присуждаются очки как в кольцевых автогонках или Чемпионатах по ралли и трак-рейсингу. В ралли-рейдах важно время прохождения дистанции (СУ), которое суммируется по итогам всех отрезков. Гонщик, прошедший все участки с минимальным количеством времени выигрывает соревнование.
Отличается и само проведение соревнований, поскольку трассы как таковой нет. Это достаточно условное понятие, которое определяется контрольными точками, где экипажи должны «отметиться». Сложность рейдам Dakar и Africa Eco Race придаёт то, что во время прохождения спецучастков участники не знают координат этих контрольных точек, а только лишь направление, обозначенное в дорожной Легенде. Использование GPS навигации и координат контрольной точки разрешается, только если гонщик заблудился. К тому же, это наказывается добавление определённого количества минут к общему времени прохождения дистанции и может привести к снятию команды с дистанции.
Africa Eco Race 2016
В этом году в ралли Africa Eco Race стартовали семь грузовиков: два КАМАЗа, два MANа и по одному грузовику Mercedes, TATRA и Scania. После официальной церемонии старта гонки в Монако, караван отправился на паром, который доставил участников ралли-рейда в марокканский город Надор (Nador), где 29 декабря должен был состояться первый этап многодневки. Однако из-за задержки парома и длительных таможенных процедур спецучасток мотоциклистов был отменён, а автомобили проехали укороченный маршрут – гонщики прошли всего 47 км вместо ста запланированных.
Но уже на следующий день участникам предстояло преодолеть спецучасток в 313 км по дюнам Марокко, где особую опасность представляли острые камни, спрятанные в песках. Кроме того, бескрайние пески и однообразный пейзаж сложен для навигации. Именно из-за сложных привязок Дорожной карты пилот газодизельного КАМАЗа пару раз терял время.
Третий этап ралли-рейда Africa Eco Race проходил в канун Нового Года – 31 декабря. Начало спецучастка предусмотрено там же, где завершился второй этап. Но это не означает, что гонщики проведут ночь на старте/финише. Бивуак – место стоянки и отдыха, организаторы отнесли за 15 км, так что гоночный день начался с небольшого лиазона. Скоростной участок третьего этапа протяжённостью 450 км также был требовательным к колёсам. Постоянная смена грунтовых дорог, каменистых участков по руслам высохших рек и песчаных участков требовали от пилотов постоянной смены ритма движения и контроля давления в шинах. Не завидная участь постигла один из экипажей Mercedes Жо Адуа и MAN Семира Банбехти, которые откатились на последние места. Забегая вперёд отметим, что если Семир Банбехти всё же нашёл в себе силы закончить ралли, пусть и на последнем месте, то Mercedes сошёл на пятом этапе и после дня отдыха участие в гонки не принимал.
Оба экипажа КАМАЗ-Мастер проявили себя отлично и без особых проблем добрались до финиша занимая лидирующие позиции не только в грузовой классификации, но и в общем зачёте: Антон Шибалов на втором, а Сергей Куприянов на пятом местах среди всех автомобилей участвующих в гонке.
Первый старт скоростного участка в Новом Году был дан непосредственно от базового лагеря и заканчивался он тоже в месте размещения биавука. По словам организаторов, четвёртый этап гонки является самым красивым из всех 12 участков: песчаные дюны, живописные пейзажи, пилотажный участок с навигационными задачками, просто Новогодний подарок гонщикам внедорожного ралли-рейда. Но большинство этих эпитетов относится к первой части 409-километрового спецучастка. Вторая же часть этой трассы хоть и проходит по живописным местам, но изобилует извилистыми каменистыми дорогами, где легко «оставить» не одно колесо. «Камни, камни, камни, много камней и пробитые колёса», так прокомментировал четвёртый этап ралли Africe Eco Race один из пилотов КАМАЗ-Мастер Сергей Куприянов. А он прекрасно знает, что это такое. Оба КАМАЗа пробили по два колеса, а на газодизельном болиде Сергея Куприянова камнем перебило ещё и трубку подкачки.
Вообще, камни и каменистые участки трассы, проходящей по высохшим руслам рек и гравийным дорогам, представляли особую сложность для гонщиков. Некоторые вынуждены были стоять, теряя время, и ждать пока им доставит запаску машина технической поддержки или ею (запаской) поделится кто-то из коллег. Взаимопомощь – это один из важнейших принципов ралли-рейдов. Несмотря на соперничество на трассе, гонщики прекрасно понимают всю сложность маршрута. Поддерживают такое отношение между спортсменами и организаторы, которые могут вычесть время простоя по причине помощи другим участникам соревнования из общего времени прохождения трассы или «премировать» за это определённым количеством минут.
Несмотря на потраченное время для замены колёс, Антон Шибалов на КАМАЗе под стартовым номером 400 возглавил общий зачёт гонки по итогам четырёх этапов. Правда всего на один день. На следующем этапе его «подвинул» Канат Шагиров на Toyota Overdrive, который уже не отдал лидерство никому и стал победителем общего зачёта ралли-рейда Africa Eco Race среди всех автомобилей.
Пятый этап гонки был самым протяжённым – 454 км скоростного участка и более 240 км – лиазон. Сложность этапа заключалась не в преодолении препятствий, а в навигации. Организаторы организовали несколько навигационных ловушек, где шли несколько параллельных дорог, из которых только одна являлась верной. В остальном участок предусматривал примерно 400 км пути, когда машины шли, что называется, «педаль в пол», т.е. на максимальной скорости. И тут важно понимать, что грузовики, в отличии от других автомобилей участвующих в гонке, имеют ограничение по максимальной скорости – 150 км в час. Именно поэтому, удержать лидерство в общем зачёте экипажам грузовиков значительно сложнее.
Преодолев практически половину трассы, участники получили день отдыха. Хотя «отдыхом» это можно назвать с большой натяжкой. В командах царило оживление, ведь необходимо устранить все мелкие, и не совсем мелкие, поломки. Провести техническую проверку болидов и скорректировать настройки машин. Ну и конечно же постараться отдохнуть и восстановить силы для второй части гонки, которая продолжилась уже по территории Мавритании.
Шестой этап состоял из большого перехода, включающего пересечение границы Марокко и Мавритании и короткого скоростного спецучастка в 174 км. Участники прошлогоднего ралли-рейда Africa Eco Race 2015 помнят, что таможенные процедуры затянулись, из-за чего спецучасток пришлось отменить. В этом году, организаторы учли эти недостатки и возникшие сложности и заранее договорились с властями об упрощённой процедуре пересечения границы. Непосредственно на таможенном переходе участники ралли просто получили штамп в паспорт о пересечении границы, а все таможенные формальности были пройдены уже в бивуаке, после гонки.
Сложность большинства мавританских этапов заключалось в консистенции песка. Тут он мягкий как мука и не завязнуть в нём стоит больших усилий. Чуть съехал с «дороги» — доставай лопату или жди помощи от коллег, чтоб вытянули. Преодоление дюн с таким песком становится настоящим искусством пилотирования. Плюс к этому однообразие пейзажа, хоть и очень красивого, прибавляют сложности в навигации по Дорожным картам.
В одну из таких песчаных ловушек и попался один из наших КАМАЗов на девятом этапе. На вытаскивание машины, да ещё и с пробитым колесом ушло много времени. Несмотря на это, гонщики команды КАМАЗ-Мастер сохранили свои лидирующие позиции в зачёте грузовиков после финиша этапа. А вот техника видимо «устала». На следующий день газодизельный КАМАЗ Сергея Куприянова уже в начале спецучастка столкнулся с проблемами со сцеплением. Машина с трудом добралась до первой контрольной точки, где стало понятно, что силами экипажа эту задачу не решить. Нужна была помощь «технички» и её механиков. Чтобы не сойти с дистанции всего ралли-рейда спортсмены отправились прямиком на финиш. Пересечение финишной черты позволило КАМАЗу под № 403 остаться в гонке, хотя из-за пенализации за «срез» дистанции экипаж потерял все шансы на призовые места. Но в этом и есть прелесть многодневных ралли рейдов – даже безоговорочный лидер не застрахован от технических проблем.
В результате, перед одиннадцатым этапом первая тройка выглядела так: на первом месте с отрывом более двух часов расположился КАМАЗ 4326 Антона Шибалова. Следом за ним чешский грузовик TATRA под управлением Томаша Томачека и замыкал тройку лидеров после десяти этапов, а точнее замыкалА – португальский пилот грузовика MAN Элизабет Хасинто.
Заключительный этап Africa Eco Race и финиш гонки
Одиннадцатый спецучасток был последним этапом, результаты которого учитывались в классификации гонки. Ведь в заключительный день соревнований из 292 км дистанции скоростной участок составлял всего 22 км. По сути, это перемещение каравана до места финиша на Розовом озере в Дакаре уже ничего не могло существенно изменить. И хотя организаторы не стали загружать сложностями и одиннадцатый этап, подготовка автомобилей у всех команд была стопроцентной. Даже преодоление нескольких дюн и пилотажный проезд в песках могут вызвать технические неполадки.
На этот раз больших технических неполадок не возникло ни у кого. Все стартовавшие успешно добрались до финиша этапа. В зачёте грузовиков никаких сенсаций не произошло, и первая тройка осталась без изменений, в том же порядке. Остальные три пилота грузовых автомобилей, вошедшие в итоговую классификацию расположились так: четвёртое место занял экипаж Сергей Куприянова на газодизельном КАМАЗе 432690, на пятой строчке, с очень большим отставанием, Scania под управлением венгерца Миклоса Ковача и замкнул классификацию грузовиков, впрочем, как и общую классификацию автомобилей французский пилот Семир Банбехти на MAN.
Вот так закончилась гонка Africa Eco Race 2016. В этом году победный дубль КАМАЗов не получился, но тем интересней было следить за событиями, развивавшимися в африканской пустыне. И через год, всё должно повториться вновь. А в следующем номере издания мы расскажем о том, как развивались события на ралли-рейде Dakar, который теперь проводится в Южной Америке.
Автор: Роман Коротков
Фото: организаторов и участников ралли