Автовышки: классификация и технические характеристики
Вышка автомобильная, автовышка — эта техника имеет разные названия. Под ними подразумевают грузовой автомобиль с подъёмником, который служит для облегчения работы на высоте. Он может поднимать людей, инструмент и материалы для осуществления деятельности по ремонту ЛЭП, фасадным кровельным работам и т.п. В некоторых случаях в качестве вышки используют автокран или КМУ с люлькой.
Содержание статьи
История создания автоподъемников
Изобретение машины вышки сложно приписать кому-то одному. Однако, стоит упомянуть, что первые подъемники, которые можно отнести к категории автомобильных, появились в первой половине XX века.
Один из ранних примеров является «Cherry Picker» – автомобиль с вышкой, который был разработан Джеем Эйтелем (Jay Eitel) в 1944 году. По легенде, во время сбора вишни ему так надоело таскать лестницу, что пришла идея поставить её на передвижное основание. Так появился «Сборщик вишни» (анг. Cherry Picker).
Вышка АГП (автогидроподъёмник) появилась позже, с активным применением систем гидравлики. В России, а точнее в СССР, первый автогидроподъемник был собран в Ленинграде в 1960 году. Его стрела состояла из складных частей, прикрепленных друг к другу шарнирами. Для подъема платформы автовышки использовался гидравлический привод, который поднимал установленную на конце стрелы рабочую платформу – люльку.
Общие технические характеристики автовышек
Основной задачей автомобильных вышек, в отличие от автокранов и КМУ, является подъём человека с инструментами и материалами для работы на высоте. Поэтому грузоподъёмность этой спецтехники отходит на второй план.
Вышки состоят из подъёмного механизма, рабочей платформы (корзина, люлька) и базового основания – у автоподъёмников это автомобильное шасси. Это даёт преимущество в скорости перемещения от одного места работы до другого. Поэтому машина с подъёмником АГП часто используется при работах на открытом воздухе.
Автовышки применяются в строительстве, обслуживании линий электропередач, сельском хозяйстве, промышленности, при работах по установке ретрансляторов и телекоммуникационного оборудования, при подстрижке деревьев и т.д.
Для каждой высотной работы подбирают подъемник с определенными техническими характеристиками. Особое внимание обращают на такие параметры, как:
- Высота подъёма. Мини автовышки с люлькой поднимают 1-2 человек, стройматериалы и инструменты до 18 м. Подъёмную платформу устанавливают в небольшие автомобили: пикапы, УАЗы, ГАЗели. Средневысотные модели обладают высотой подъёма до 30 м. Высотные и сверхвысотные кран-вышки дотягиваются до уровня 17-этажного дома. Отдельные модели оборудуют подъемным механизмом на 90-100 м.
- Радиус действия (вылет стрелы). Этот параметр влияет на возможность доставки людей и предметов в труднодоступные места — например, между высокими домами или в туннелях. Если такая возможность предусмотрена производителем, машина с подъемником-люлькой считается многофункциональной и подходит для выполнения многих видов работ.
- Тип подъёмного механизма. Коленчатая стрела обеспечивает большую устойчивость при работе на высоте. Однако телескопическая имеет больший радиус действия.
- Угол вращения. На некоторых автомобильных подъёмниках устанавливают полноповоротную платформу, которая обеспечивает доступ к рабочим зонам на 360 градусов.
- Грузоподъёмность. Большинство машин с люлькой для высотных работ справляется с подъемом 250-300 кг груза. Отдельные машины поднимают груз массой до полутоны.
- Тип шасси. В СНГ распространены АГП на шасси отечественных производителей ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ и КАМАЗ. Это обуславливается большей ремонтопригодностью и развитой сервисной сетью. При выборе базы для установки имеет значение грузоподъёмность шасси, колесная формула, устройство и мощность двигателя.
Классификация автогидроподъемников
Классификация подъемников на автомобильном шасси — это способ разделения этих устройств на группы в зависимости от их основных характеристик и функций. Она помогает понять, какой тип подъемника лучше подходит для конкретной задачи.
Автоподъёмники различаются:
- По типу подъемного механизма.
- Телескопические;
- Коленчатые (коленные) или локтевые автовышки;
- комбинированные;
- ножничные. Самый малораспространённый тип подъёмников на автомобильном шасси.
- По высоте подъёма.
- маловысотные – подъём до 18 м;
- средние – до 30 м;
- высотные – до 50 м;
- сверхвысотные – с вылетом стрелы более 50 метров;
- мостовые – с возможностью опускания рабочей корзины ниже уровня земли.
- По конструкции. Встречаются ограниченно поворотные и полноповоротные автовышки.
- По применению. Например:
- строительные – предназначены для высотных работ;
- коммунальные или сельскохозяйственные – у них важна не высота подъёма, а маневренностью при перемещения корзины;
- для обслуживания электрических сетей и ЛЭП – с повышенными требованиями изоляции и защиты люльки;
- мостовые – важное отличие: возможность доставлять рабочую платформу ниже уровня земли.
Стоит отметить, что вышки не предназначены для подъёма грузов, поэтому их грузовые характеристики не относятся основным критериям выбора. Преимущественно грузоподъёмность люльки рассчитана на 200-300 кг, т.е. для подъёма 2-3 человек и инструмента. Некоторые модели способны поднимать грузы весом до 500 кг. Встречаются также автоподъёмники грузоподъёмностью до тонны.
Учитывая разнообразие производителей и моделей, выбор АГП зависит от выполняемых задач, бюджета, условий эксплуатации и других факторов. А если объём работ небольшой, можно взять автовышку в аренду.
Основные производители автоподъёмников
В России и странах СНГ встречаются автогидроподъемники отечественной сборки, а также иностранные модели. Компания Чайка-Сервис выпускает автогидроподъёмники «Socage» на шасси различных грузовиков – отечественных ГАЗ, КАМАЗ, Урал Next, а также иностранных JAC, FAW, Foton, Isuzu и др. Модельный ряд представлен коленчатыми и телескопическими АГП, в модификациях со стрелой над кабиной или за кабиной.
Компания Мега Драйв производит автовышки на заводе в г. Завидово. В качестве базового шасси используются в основном отечественные грузовики ГАЗ, КамАЗ и Урал. Коленчатые, телескопические и рычажно-телескопические АГП Megalift имеют высоту подъёма от 18 до 36 метров. Под заказ могут быть изготовлены автомобильные вышки с вылетом стрелы до 50 м.
Тверское предприятие ГринМаш, работающее в сотрудничестве с Тверьстроймаш занимается производством автогидроподъёмников на отечественных шасси, преимущественно ГАЗон Next. Оно выпускает АГП с однорядной и двухрядной кабиной и высотой подъёма люльки от 18 до 28 м.
Машиностроительная компания «Витебские подъёмники» поставляет АГП под брендом ВИПО. В продуктовой линейке предприятия автовышки с высотой подъёма люльки от 12 до 52 метров. Стоит отметить модели, устанавливаемые на автомобили УАЗ с высотой подъёма до 15 метров и специально разработанную установку Двина 3200.8, монтируемую на базе колёсных тракторов Беларус.