Что такое автокран: описание, виды, технические характеристики
Что такое автокран — это самоходная техника на пневмоколёсном ходу. Он относится к категории грузоподъёмных строительных машин и один из самых распространённых видов оборудования для подъёма грузов.
Содержание статьи
Области применения автокранов
Автомобильные краны применяются в строительстве (для перемещения бетонных блоков, панелей), горнодобывающей промышленности, на машиностроительных предприятиях, в сельском и коммунальном хозяйстве.
Для чего ещё используется автокран:
- помогает монтировать более крупную грузоподъёмную технику – башенные или гусеничные краны;
- устанавливает опоры ЛЭП, дорожные эстакады;
- помогает при строительстве нефтепроводов и возведение мостов.
Различные виды автокранов отличаются по грузоподъемности, типу стрелы и привода.
Описание автокранов
Само название – автомобильный кран – подразумевает то, что кран состоит из грузоподъёмной установки и автомобиля. В качестве базы применяется серийный грузовой автомобиль, тягач или специальное пневмоколёсное шасси.
Шасси
Специальные шасси разрабатываются в основном для сити кранов и техники высокой грузоподъёмности. Сити-кран работает в стеснённых городских условиях. Для него важна манёвренность. Поэтому, шасси для них обычно двух- или трёхосные, короткобазные. Управление автокранами класса City осуществляется из единой кабины два в одном — место работы водителя и крановщика.
Для супер тяжеловесных автомобильных кранов наоборот необходимо шасси, способное выдерживать повышенные нагрузки как самой конструкции крана, так и поднимаемого груза. А это уже многоосная, длинная база, с усиленной рамной конструкцией.
Однако для большинства автокран выглядит как серийно выпускаемый грузовик. Они дешевле, удобней в обслуживании. В России это отечественные грузовые автомобили КамАЗ, Урал, МАЗ. До февраля 2022 года в качестве базового шасси было много машин Volvo, Scania, MAN, Iveco. Менее популярны китайские машины Howo, FAW, XCMG.
Крановая установка
Крановая установка с кабиной оператора (кроме сити кранов), стрелой, приводным редуктором или силовым приводом устанавливается на опорно-поворотное устройство автокрана. Такая конструкция обеспечивает круговой вращение во время работы. Все механизмы приводятся в действие от двигателя автомобиля. Однако есть модели с независимым мотором.
Грузовая лебёдка обеспечивает подъём, а противовесы помогают сохранить устойчивость автокрана. Кроме того, на шасси устанавливают аутригеры – выдвижные, как правило гидравлические, опоры, которые создают опорный контур и предотвращают опрокидывания крана во время работы.
Разновидности приводов
Различают три типа приводов управления:
- Механический. Осуществляется с помощью рычагов управления, тросов, валов и шарниров.
- Гидравлический. Двигатель базового шасси через КОМ (коробку отбора мощности) или собственный силовой агрегат питает гидравлическую систему, которая бесступенчато передаёт усилия, обеспечивая более точное управление стрелой и скоростью подъёма. Управляется джойстиками.
- Электрический. Электромоторы имеют больший процент КПД, чем гидравлическая система. В качестве источника тока служит установленный на борту генератор, внешний источник питания, аккумуляторные батареи базового шасси.
В большей часть автомобильных кранов применяется гидравлический привод. Хотя под влиянием тенденций по электрификации транспорта, производители включают электропривод как опцию.
Кабина управления автокраном
Управление крановой установкой размещается в отдельной кабине. монтируют её на опорно-поворотном устройстве, рядом со стрелой. Таким образом крановщику удобней контролировать процессы. При этом кабину необходимо уложить в транспортные габариты, чтобы кран мог перемещаться по дорогам общего пользования.
Бывают два типа кабин для автомобильных кранов – стационарная и подвижная. Первая жёстко фиксирована на крановой установке. Оснащена защитой от падающих предметов и панорамным остеклением для лучшей обзорности. В кабине установлены кресло оператора, рычаги управления, приборы безопасности, сдвижная дверь, отопитель или климатическая система.
Кабина нефиксированного типа имеет, как правило, гидравлический привод. Её переднюю часть можно поднимать на небольшой угол для улучшения обзора крановщика во время подъёма груза или монтажных работ на высоте. Кроме того, к поворотным относится кабина автокрана, которая не входит в габаритные размеры. Во время работы она вынесена за пределы шасси, но для движения складываются «в габарит».
Стреловое оборудование
Стреловое оборудование — важная часть крановой конструкции. Оно представляет собой не только конструкционные элементы – стрелу, гусёк, но и полиспаст, ограничители, указатели вылета, упоры, тяги, крюковая обойма. Конструкция стрелы во многом определяет грузоподъёмность и грузовысотные характеристики автокрана.
Кстати, если Вы не знаете, что такое полиспаст – это система система блоков и канатов, обеспечивающих подъём стрелы и крюка.
Безопасность работ на автомобильных кранах контролируется системой автоматической защиты. В неё входят ограничители грузоподъемности, датчики раскачивания стрелы, устройства экстренного торможения тросов.
Классификация автокранов
Основными техническими характеристиками автомобильных кранов являются грузоподъемность, вид шасси, вылет и тип стрелы. По ним же осуществляется классификация автокранов.
Типы стрелы
Существует два типа стрел для автомобильных кранов – решетчатая и телескопическая. Решетчатые стрелы — это металлоконструкции соединённых трубок (реже встречается применяется квадратное сечение). На заре автомобильного краностроения они обладали малой грузоподъёмностью из-за значительного собственного веса конструкции. Сейчас их используют в редких случая, на сверхтяжёлых кранах высокой грузоподъёмности в башенно-стреловом исполнении.
Конструкция телескопической стрелы — отдельные секции, выезжающие одна из другой. Это позволяет увеличить вылет стрелы, улучшить грузовысотные характеристики крана, разместив на ограниченном пространстве. Это самое востребованное решение на рынке автомобильных кранов.
Телескопические стрелы, в свою очередь, имеют отдельную классификацию в зависимости от типов профилей:
- прямоугольный;
- коробчатый с закруглёнными углами;
- трапециевидный;
- октагональный (восьмиугольные);
- многогранный;
- овоидный.
Последние, по утверждению производителей наиболее надёжные, поскольку повышают прочность на 20-30% по сравнению с прямоугольными. Об отличиях разного типа стрел для автокрана читайте в отдельной статье.
Кроме того, телескопические стрелы могут оснащаться решетчатым удлинителем или гуськом – жёстким или маневровым.
Грузоподъёмность автокрана
С развитием технологий производства стрел растёт и грузоподъёмность автомобильных кранов. Однако, если смотреть с практической точки зрения, важна не максимальная масса груза в чистом виде, а грузовысотные характеристики. Именно они определяют возможности автокрана.
Интересный факт: Например, один из самый больший автокранов в мире Liebherr LTM 11200 грузоподъёмностью 1 200 тонн на высоту 80 метров может поднять «всего лишь» 100 тонн.
Согласно классификации, автокраны разделены по грузоподъёмности на четыре категории:
- Легкие. Манёвренные мобильные краны с максимальной грузоподъемностью до 8 т;
- Средние. Самая востребованная и массовая категория автокранов, грузоподъёмностью от 8 до 50 тонн;
- Тяжелые – грузоподъёмность от 50 до 100 тонн;
- Сверхтяжёлые. Автомобильные краны, изготавливаемые как правило на заказ. Применяются при строительстве ветрогенераторных установок, возведении крупных промышленных объектов. Максимальная грузоподъёмность свыше 100 тонн.
Чем выше грузоподъёмность крана, тем больше максимальный вылет стрелы, вес крановой установки и более мощное шасси. Например, тот же Liebherr 11200-9.1 установлен на 9-осную базу, а китайский Zoomlion QAY 2000 — на 12-осное спецшасси.
Особенности автокранов
Автокран – это надежный и мощный инструмент, позволяющий осуществить подъем и перемещение грузов. На строительной площадке или промышленном объекте он значительно повышает производительность работы и обеспечивает эффективное выполнение сложных задач. Важной особенностью является быстрое развёртывание техники из транспортного в рабочее положение. Для этого необходима ровная площадка и выставить опорный контур, обеспечив устойчивость при работе.
Чтобы добраться до рабочего участка трал для перевозки автомобильного крана не требуется. Он может самостоятельно передвигаться не только по городу, но и за пределами автодорог. Проходимость ограничена только возможностями базового шасси.