Аккумуляторы для грузовых автомобилей
Аккумуляторные батареи – один из важнейших компонентов автомобиля, отвечающий за запуск двигателя и надежную работу всех электрических систем. Без них невозможна эксплуатация современного транспорта, строительной и специальной техники.
Первый свинцово-кислотный аккумулятор, предшественник современных автомобильных АКБ, был представлен в 1859 году Гастоном Планте. В ходе его экспериментов стало известно, что батарея из свинцовых пластин, помещенных в электролит, намного эффективнее, чем электроды из других материалов. С дальнейшим развитием, технологии свинцово-кислотные батареи получили широкое распространение и до сих пор являются основными для автомобильного транспорта.
Грузовые автомобили и спецтехника работают в специфических условиях, что отражается в особых требованиях и к аккумуляторным батареям. Напряжение в бортовой сети у грузовых автомобилей обычно составляет 24 В. Несмотря на это, в них применяются 12-вольтовые батареи. Чтобы получить требуемое напряжение две АКБ соединяют последовательно. Однако это не единственная особенность грузовых аккумуляторов.
Грузовые машины оснащены мощными двигателями с большим объемом цилиндров. Поршни и коленчатые валы таких коммерческих машин намного тяжелее, чем в среднем у легковых авто. Чтобы запустить двигатель грузовика, требуются очень мощные стартеры и аккумуляторы. К тому же, в большегрузных автомобилях и спецтехнике много дополнительного электрооборудования. Оно активно расходующего энергию при выключенном двигателе, в т.ч. предпусковые подогреватели двигателя и автономные обогреватели салона. Поэтому для грузового автотранспорта необходимы высокие значения тока холодного пуска и емкости. Сила тока некоторых аккумуляторных батарей грузовиков и спецтехники доходит до 1400А, а их ёмкость 240 А/ч.
Казалось бы, чего проще – покупай самую мощную батарею и наслаждайся. Но есть тут и оборотная сторона. Показатели аккумуляторов прямо пропорциональны площади рабочей поверхности свинцовых пластин, поэтому чем больше ёмкость и мощность аккумулятора – больше и его вес. Именно поэтому батареи для грузовых машин гораздо тяжелее и больше. Кроме того, конструкция грузовых АКБ должна быть механически крепче и прочнее, поскольку устанавливаются они обычно на раме автомобиля и испытывают повышенные вибрационные нагрузки.
Дополнительное оборудование в грузовых автомобилях, спецтехнике и автобусах часто используется при стоянке с выключенным двигателем, что вызывает более быструю разрядку батареи. При интенсивных разрядах и зарядах происходит расслоение (стратификация) электролита. Вследствие этого в нижней части батареи происходит сульфатация пластин, а в верхней – их коррозия. Со временем пластины свинцовой решетки деформируются, активная масса выпадает на дно батареи. Такая АКБ быстро теряет свою емкость и силу тока, а при большом количестве осадка положительные и отрицательные пластины могут замкнуться и батарея выйдет из строя.
Учитывая всё это, при выборе аккумуляторной батареи для грузовика и спецтехники стоит обратить внимание на прочность конструкции АКБ, наличие системы конденсации и возврата водяных паров, предохранительных пробок для защиты от проливания электролита при сильных вибрациях и тряске.
Большинство современных аккумуляторов являются необслуживаемыми, следовательно, правильный уход за ними продлит срок службы батареи. Кроме того, стоит присмотреться к новинкам – некоторые компании применяют новые технологии и внедряют различные новации, так например, устанавливают в банки АКБ специальные смешивающие элементы, которые перемешивают электролит в батарее, предотвращая сульфатацию пластин.
Ну и конечно, при выборе аккумулятора стоит обратить внимание на такие, казалось бы, мелочи как завод и страна производителя, наличие технического паспорта, целостность корпуса и дату изготовления.
Автор: ТЕХНОmagazine