Гусеничные краны: возрождение

Интерес к гусеничным кранам в России, пока не грянул кризис, стабильно рос. Например, на начальном этапе строительства, после того как вырыт котлован и необходимо построить первый этаж, этим кранам невозможно найти полноценную замену

Краны с решетчатой стрелой

Гусеничные краны 

Гусеничный кран, пусть и с низкой скоростью, может передвигаться с грузом по мягкой (глинистой) почве и при полном бездорожье, в отличие от автокрана, и ему требуется гораздо меньше места для маневра — он способен развернуться на месте. Добавьте к мобильности и проходимости высокий грузовой момент, и получится эффективный агрегат для строительства коттеджей и зданий средней этажности, любых других сооружений, в том числе высотных, на нулевом цикле строительства.

Современные самоходные краны на гусеничном ходу легки в управлении и эксплуатации, монтаже-демонтаже, доставить же технику к месту работ можно на обычном 9-метровом прицепе либо в разобранном виде с помощью нескольких грузовиков или железнодорожных платформ.

Конструктивно кран, как правило, состоит из ходовой и поворотной частей, лебедки, механизма вращения, генераторной группы, дизель-электрического агрегата, монтажной стойки, кабины, опорно-поворотного устройства, стрелового оборудования, башенно-стрелового оборудования и крюковых обойм.

Питание классической российской дизель-электрической крановой установки — либо от дизель-генератора на базе двигателя ЯМЗ, либо от внешней сети напряжением 380 В. Гидропривод у нас пока только начинает приживаться.

В России гусеничные краны с решетчатой стрелой грузоподъемностью 25—250 т серийно выпускают три предприятия. Традиционным спросом пользуются машины Челябинского механического завода. В номенклатуре четыре дизель-электрические модели ДЭК-251 (25 т, стрела со сменным оборудованием до 32,75 м плюс гусек 5 м), ДЭК-321 (32 т, 32,75 м и гусек 5 или 10 м), ДЭК-631А и новинка — ДЭК-401 (40 т), а также дизель-гидравлический ДЭК-361 (36 т, 32,75 м и гусек 5 или 10 м). Гидропривод крана реализован на базе гидросистемы открытого типа по 2-насосной схеме, которая позволяет совмещать крановые операции без их взаимного влияния. Благодаря этому ДЭК-361 отличается плавностью хода и отсутствием рывков при переключении скоростей. Кран можно транспортировать без разборки на прицепе либо железной дорогой. Кабина повышенной комфортности шумоизолирована и хорошо обогревается, оборудована креслом типа “Grammer”, имеющим две консоли с элементами управления краном.

В ассортименте Ульяновского механического завода № 2 четыре модели монтажных кранов: МКГС-100.1 (100 т), МКГС-125.01 (125 т), МКГС-250 (250 т) и относительно новый МКГС-32 (32 т). Длина основной стрелы этой машины 31 м, однако с применением вставок для ее удлинения и гуська наибольшая высота подъема груза (22 т) достигает 123 м.

Дизель-электрический агрегат традиционно для завода выполнен в виде отдельного блока, который не устанавливается на кран. Модульное построение позволило значительно облегчить монтаж-демонтаж и транспортирование узлов, к тому же для перевозки МКГС-32 не требуется разборка опорно-поворотного устройства.

Но самый известный из ульяновских кранов — неоднократно модернизировавшийся с 80-х годов МКГС-100.1. Его дизель-электрический агрегат также выполнен по модульному принципу и отличается хорошими грузовысотными характеристиками. Максимальный груз 100 т кран может поднять на высоту 20,7 м при стреле длиной 22 м без гуська и вылете от оси вращения на 6,5 м. На максимальную высоту 55,7 м при стреле 57 м без гуська и вылете крюка 9 м поднимается груз весом 48 т.

Еще один производитель, Раменский механический завод, имеет производственную базу для серийного изготовления кранов серии СКГ. У предприятия можно купить модернизированные гусеничные краны СКГ-505 (50 т, стрела 27 м, гусек 15 м) и СКГ-631 (63—100 т, 37 м, 7,6 м), либо стреловое оборудование и запчасти ко всем кранам, когда-либо выпускавшимся заводом — в том числе СКГ-40/63, СКГ-63/100, СКГ-401.

Многие модели кранов с решетчатой стрелой допускают башенно-стреловой вариант исполнения.

Гусеничный кран 

Возрождение легенды?

Самыми известными гусеничными кранами советских лет, тружениками каждой стройки, были немецкие краны серии RDK. Видимо, не случайно сотрудникам Клинцовского автокранового завода, как только спрос на гусеничные модели начал расти, пришла идея наладить их производство на отечественной базе. Первым образцом стал кран RDK-36 (36 т). Документация на эту машину была разработана немецкими конструкторами, которые предусмотрели применение гидравлических моторов Bosch Rexroth, планетарных механизмов Bonfiglioli, элементов гусеничного движителя Berсo и других образцовых комплектующих.

Особенности новой инкарнации RDK таковы: во-первых, опорный контур может увеличивать ширину благодаря механизму телескопирования гусеничных тележек. За счет большого опорного контура кран обладает единой грузовой характеристикой во всем секторе 360° и может передвигаться с 10-тонным грузом на крюке.

Далее, конструкция порталов крана такова, что при монтаже-демонтаже не нужна повторная запасовка каната. Также с помощью заднего портала обеспечивается навешивание противовесов.

Поворотная часть крана конструктивно оптимизирована, ее содержимое легко осматривать, обслуживать и демонтировать. Обладая большой объемной жесткостью и малой высотой, корпус поворотной части хорошо защищает содержимое от перекосов при движении машины.

Стрела имеет длину 15—40 м (возможна установка решетчатых вставок), ее длину можно нарастить вспомогательным гуськом (1 м) и жестко зафиксированным гуськом (5 или 10 м).

Важно, что привод шасси и всех механизмов — гидравлический, как в современных зарубежных моделях.

С телескопической стрелой

«Кроме нашего предприятия, краны КС-5671 и КС5671-1 грузоподъемностью 25 т на базе трелевочного трактора ТТ-4М (производства ОАО “Алттрак”) и гусеничного шасси 662сб5 (производства ОАО “Курганмашзавод”) не выпускает никто,— рассказывает Алексей Вдовенко, начальник отдела продаж ГПМ Юргинского машзавода.— КС-5671 на ТТ-4М — новинка 2008 г., она пришла на замену ранее выпускавшейся модели КС-4671 (20 т)».

КС-5671 оснащен 3-секционной телескопической стрелой, удлинителем и гуськом. Максимальный грузовой момент — до 80 т•м на вылете до 4 м. Телескопирование груза основной стрелой — до 4,5 т, на удлинителе — до 2,4 т, зона работы с грузами до 290°. Гидропривод с сервоуправлением обеспечивает легкость управления и плавность работы механизмов, широкий диапазон скоростей и совмещение четырех крановых операций. Скорость передвижения крана составляет 15 км/ч, что весьма серьезно.

КС5671-1 в основном отличается тем, что круговая работа этого крана при установке на пять опор увеличена до 360°.

Кроме юргинцев, гусеничную модель с телескопической стрелой производят на ОАО «Сокол» — это модель «Сокол-80М». Гидрооборудование крана позволяет управлять механизмами подъема, телескопирования стрелы и поворота платформы. Комплектующие гидропривода — российского производства. Крановая поворотная часть имеет автономный силовой дизель, приводящий питающую насосную станцию, которая состоит из двух регулируемых гидронасосов, подающих силовое давление, и одного нерегулируемого, подающего давление управления — это позволяет совмещать рабочие операции.

Зарубежные новинки — и не только

Наиболее представительным мировым смотром новых гусеничных кранов в прошедшем году стала выставка “bauma China — 2008”. Особенно это касается самого востребованного класса — кранов малой грузоподъемности. «Своими малыми гусеничными моделями китайские производители уже сегодня существенно ограничили нашу долю на азиатском рынке»,— признал в итоге Эрик Этчарт, президент Manitowoc Cranes.

Zhengzhou Yutong Heavy Industries представила три модели: YTQU55 (номинальная грузоподъемность 55 т, стрела 52 м, гусек 15 м); YTQU80 (80 т, 58 м, 18 м) и YTQU160 (160 т, 81 м, 31 м). Все краны комплектуются двигателями Cummins, импортными редукторами скорости, электродвигателями и системой гидравлики.

Zhejiang HUBA Construction Machinery показала модель QUY80 (80 т), заявив о разработке других, вплоть до 260 т. QUY80 имеет стандартную решетчатую стрелу высотой 58 м, либо 46-метровую с управляемым 18-метровым гуськом.

Shenyang Sanyo Building Machinery (Sym) начала производство гусеничных QUY150 (150 т) в дополнение к своим 55- и 80-тоннику. В планах компании гусеничный 260-тонник со стрелой 81 м. Jiangsu Luluda Construction Machinery показала на “bauma China” 75-тонный QUY75 (61 м, гусек 18 м). Мощность двигателя составляет 175 кВт. С краном поставляется 24-тонный противовес. Shenyang North Traffic Heavy Industry в пару к 55-тонной модели разработала 65-тонный гусеничный кран (56 м). FUWA Heavy Industry (бывш. Fushun) построила FWT-55 (55 т) с телескопической стрелой (38 м, 7 м) и подъемной кабиной. Компания Taishan показала 25-тонник DaiFeng QUY25 с 27-метровой телескопической стрелой.

Широко известная компания XCMG также отметилась на выставке новой разработкой — краном QUY650 (650 т). Особенности данной машины — оборудование для бокового подъема груза, упрощенный монтаж/демонтаж стрел, относительно небольшой вес корпуса и несколько вариантов стрел (тяжелая, базовая, облегченная, гусек). Ранее в номенклатуре XCMG были только гусеничные краны грузоподъемностью от 50 до 450 т — QUY50, QUY100, QUY150, QUY220, QUY260, QUY300 и QUY450. Их отличительная особенность в том, что они полностью выполнены по китайским запатентованным «ноу-хау»: снижено давление на грунт, укорочен радиус поворота, увеличены длина основной стрелы до 84 м (без гуська), высота подъема до 102 м и рабочий радиус, платформа сделана полноповоротной, установлены ограничители момента груза и добавлена возможность закрепления башни.

Вообще же крупных китайских компаний, выпускающих гусеничные краны, намного больше, чем здесь перечислено.

Новые модели появились в номенклатуре и признанных мировых производителей. Так, на выставке “CONEXPO-CON/AGG” Manitowoc показала гидравлический кран под номером 14000, специально для тяжелых работ на возведении мостов, нефтехимических заводов и т. д. Грузоподъемность 14000-го — 220 т, длина стрелы 87 м, гуська — 21 м. Модель оснащена патентованной системой управления EPIC/Can-Bus, которая контролирует все шесть независимых гидравлических подсистем Manitowoc 14000. Чтобы перевезти полнокомплектный кран, требуется 12 грузовиков.

На той же выставке представила новые образцы и компания Maeda (Япония), специализирующаяся на мини-кранах. Серия MC пополнилась моделями MC285C грузоподъемностью 3,1 т и стрелой 8,5 м, MC305C (3,3 т, 12,5 м) и MC405C (4,2 т, 16 м). Краны оснащаются дизельными либо дизель-электрическими двигателями, в стандартную комплектацию входит дистанционное управление.

Пока же в России скорее приобретают или арендуют давно проверенные марки гусеничных кранов (обычно подержанных), а таких немало. Помимо указанных компаний, такие машины производят Terex (серии American и Demag), Hitachi (Sumitomo), Link Belt, Favelle Favco, Liebherr и др. К примеру, краны Leibherr серии LR включают более 10 типов машин с грузоподъемностью 104—1350 т, сочетая в себе минимальный транспортный вес и возможность быстрой сборки.

Ассортимент гусеничных кранов в реальности не ограничивается только самыми известными марками и моделями. Среди представителей этого механического семейства попадаются весьма экзотические экземпляры. Так, самая крупная в мире машина — Terex Demag CC 8800-1 Twin. Грузоподъемность крана — 3200 т на радиусе 12 м, длина основной стрелы 117 м и гуська — от 42 до 117 м. Работает этот монстр от двух двигателей DaimlerChrysler. На другом конце спектра, например, мини-краны австралийской компании Sydney Сranes на резиновых гусеницах, способные поднять лишь 3 т груза.

Благодаря тому, что по всему миру гусеничные краны применяются намного шире, чем в России, номенклатура доступных на зарубежных рынках моделей отличается невиданной широтой.

Безопасность прежде всего

Эксплуатация грузоподъемных механизмов без приборов контроля нагрузки запрещена. На российские модели, как правило, устанавливаются комплексы приборов и устройств, главным из которых является ограничитель нагрузки крана ОНК-140, ОГМ-240 или др. Эти приборы защищают кран от перегрузки и опрокидывания, от повреждения в стесненных условиях, а также регистрируют параметры работы машины.

Зарубежные системы безопасности отличаются, понятно, большей изощренностью. В дополнение к классическим приборам появляются дублирующие схемы и механизмы принудительного автоматического отключения всех систем крана. Например, безопасность Manitowoc 14000 построена на технологии LMI (load-moment indicator), которая контролирует не только нагрузку на крюке, но и все маневры агрегата и манипуляции с грузом. Если какое-либо из действий оператора покажется программе опасным, оно попросту будет заблокировано. Перед работой оператор должен ввести в компьютер текущую конфигурацию крана — угол стрелы и длину гуська. В дальнейшем датчики, установленные по всей стреле, отслеживают текущую нагрузку и при достижении опасного предела предупреждают оператора звуковыми и световыми сигналами.

Кроме того, вся информация о текущем состоянии подсистем крана и степени его загрузки графически отображается на цветном дисплее, что тоже способствует уверенной работе с агрегатом.

Еще одна возможность LMI такова: оператор может поместить пустой крюк туда, куда предполагается установить груз (не просто поднять или опустить, а именно передвинуть на это место) — и программа автоматически вычисляет допустимый вес, с которым можно работать.

К этому результату технологии безопасности шли уже десятки лет, причем в Европе они развивались куда интенсивнее. В США терпимое отношение операторов к такому «навязчивому» попечительству со стороны компьютера долгое время было редкостью, однако ситуация быстро меняется. Возможно, подобные системы безопасности будут со временем внедрены и на российских моделях, поскольку безопасность работ — приоритет на любом травмоопасном производстве.

Олег Никитин

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация