Итоги чемпионата Европы по кольцевым гонкам грузовиков 2019
С 1985 года под эгидой международной федерации автоспорта FIA проходит Чемпионат Европы по тракрейсингу – European Truck Racing Championship. Кольцевые автогонки на грузовиках не очень популярны в России. Хотя этап Truck Battle Russia, проведённый в 2012 году в Смоленске собрал более 20 000 человек.
Содержание статьи
Ситуация в Чемпионате за две гонки до конца сезона
В 2019 году соревнования состояли из восьми этапов. Самыми значимыми с точки зрения распределение мест были два заключительных – во Франции и в Испании.
Перед первым этапом десятка лидеров первенства выглядела следующим образом:
- №1 – Йохен Хан (Jochen Hahn), Германия, на тягаче Iveco Stralis ;
- №23 – Антонио Альбасете (Antonio Albacete), Испания, грузовик MAN;
- №55 – Адам Лацко (Adam Lacko), Чехия, на Freightliner;
- №44 – Штеффани Халм (Steffi Halm), Германия, на Iveco Stralis;
- №5 – Норберт Кисс (Norbert Kiss), Венгрия, на Mercedes-Benz;
- №77 – Рене Рейнерт (Rene Reinert), Германия, Iveco;
- №30 – Саша Ленц (Sascha Lenz), Германия, MAN;
- №11 – Андре Курсим (Andre Kursim), Германия, Iveco;
- №14 – Хосе Родригез (Jose Rodrigues), Испания, MAN;
- №7 – Джейми Андерсон (Jamie Anderson), Великобритания, MAN.
Французский этап ЧЕ по грузовому тракрейсингу в Le-Man
Схема автотрека во французском Ле-Мане чем-то напоминает клешню рака. Протяженность маршрута составляет 4273 километров.
Первый день в Le-Man
В первом заезде французского этапа первенствовал лидер Чемпионата Европы Йохен Хан. Он стартовал с поул позиции и вместе с Сашей Ленцем. Они же продержались во главе пелотона до самого финиша.
На одном из виражей Терри Гиббон (Terry Gibbon) столкнулся с Оли Джеймсом (Oly James). Первого развернуло, второй – вылетел на гравийную площадку безопасности. Оба, естественно, потеряли позиции. Спустя пару кругов Гиббона вновь постигла неудача – его вынесло за пределы трассы.
По итогам заезда первое место завоевал Йохан Хан. Второе и третье места достались пилотам на грузовиках MAN: Саше Ленцу и испанцу Антонио Альбасете соответственно.
Во второй гонке активизировался соотечественник Хана – Андре Курсим. И здесь не обошлось без столкновений. Сначала чех Лацко цеплял кузов грузовика единственно пилотессы Штеффи Халм. Затем Норберт Кисс не поделил трассы с Рене Райтом и оба съехали на обочину.
На финишном отрезке троица – Курсим, Халм и Лацко основательно оторвались от преследователей. В таком порядке они и финишировали. Хан на этот раз остался шестым.
Второй день в Le-Man
Третий заезд сопровождался моросящим дождём. Зато грузовики эффектно поднимали в воздух тучи брызг. На одном из поворотов не повезло венгру Норберту Киссу – он съехал с дороги на гравий.
Адам Лацко сумел оторваться от ближайшего преследователя метров на 70 и без помех завершил гонку на первом месте. Вторым оказался Антонио Альбасете, замкнул тройку лидеров Йохен Хан.
На заключительной гонке в Ле-Ман весь пьедестал вышел немецким. Отличились Ленц, Хан и Халм. Заезд снова проходило под аккомпанемент дождя, и это, конечно, сказалось на характере гонки. На одном из поворотов тягач MAN Луиса Рекуенко (Luis Recuenco) развернуло так, что он несколько раз прокрутился на месте. Отличился и Норберт Кисс, чей двигатель задымился, и ему пришлось сойти с дистанции.
Несмотря на одну победу в Ле-Ман, Йохен Хан сумел досрочно выиграть титул. Таким образом, он стал шестикратным Чемпионом Европы по кольцевым автогонкам на грузовиках. Также, недосягаемой для конкурентов стала команда Iveco, завоевавшая титул второй год подряд.
Заключительный этап на атводроме Jarama
Кольцо автодрома Jarama, который расположен в 30-ти км севернее Мадрида, выполнено в виде чайки с распростертыми крыльями. Протяжённость дистанции 3850 километров. Конфигурация маршрута немного сложнее, чем на предыдущем этапе, хотя и короче.
Первый день заездов
В Испании в начале октября светило солнце, а потому машины гнали по трассе весело и непринужденно, только пыль стояла столбом. Соперники по привычке не церемонились друг с другом, столкновения, конечно, присутствовали, но обошлось без серьезных повреждений. Дебютный заезд по традиции «взял» Хан. Вторым за немцем расположился испанец Альбасете, третьим – Саша Ленц.
Эта победа много значила для нового Чемпиона Европы. Всего за день до начала заездов в Испании умер его отец – Конрад Хан (Konrad Hahn, Konny). Ему был всего 71 год. Конни, как его называли, основал компанию Hahn Racing в 1998 году. С тех пор, он был «движущей силой» этой конюшни.
Когда в 2000 году Йохен дебютировал в грузовых гонках, отец всячески поддерживал сына. Возможно, это помогло юному Хану завоевать тогда приз Новичок года.
Второй день заездов
Далее удача дважды улыбнулась Норберту Киссу из Венгрии. Причём во второй гонке уикенда он опередил Адама Лацко, не обогнав его на трассе. Дело в том, что чех получил 10-тисекундный штраф и откатился на 6-е место. Пропустив вперёд не только Кисса, но и Антонио Альбасете, Йохана Хана, Сашу Ленца и Хосе Родригеса.
И вот во второй гонке воскресенья венгр по праву расположился на первой ступеньке пьедестала почёта. Компанию ему составили всё тот же Йохан Хан и Штеффи Халм, занявшие соответственно второе и третье места.
В третьей гонке уикенда победу заслуженно одержал Адам Лацко, добившись успеха на испанском этапе.
Сводная таблица ЧЕ по тракрейсингу 2019
По итогам года в личном зачете, первая пятёрка пилотов выглядит следующим образом:
- Йохен Хан;
- Антонио Альбасете;
- Адам Лацко;
- Штеффи Халм;
- Саша Ленц
Примечательно, что в пятёрку лидеров сезона входит девушка-пилот Штеффи Халм. На двух завершающих этапах во Франции и Испании она трижды поднималась на подиум, завершив сезон на четвёртом месте в личном зачёте.
Что касается командного первенства, то тут места распределились следующим образом:
- Die Bullen Von Iveco;
- Lӧwen Power;
- Buggyra Racing 1969;
- Tankpool 24 Racing;
- Reboconort Truck Racing Team.
Несколько слов о каждом из гонщиков, вошедших в ТОП 5 сезона 2019
Йохен Хан на грузовике Iveco Stralis добился успеха в шестой раз. В копилке спортсмена из Германии как минимум по одной выигранной гонке каждого этапа чемпионата, а всего он одержал победу в 13 заездах и поднимался на подиум 18 раз. 45-летний Йохен Хан нравится всем за веселый нрав и бодрость духа. Он раздаривает шутки направо и налево, и думается, что если бы не угодил в автоспорт, то точно нашел бы себя в стандапе.
Антонио Альбасете трижды побеждал в Европе на своем грузовике. В этом году он уступил Йохену Хану, причём более сотни очков. Как и многие любители автогонок, испанец начинал в юности с картинга, потом продолжил в Формуле 3000 (класс автомобилей с открытыми колесами), гонялся за команды Fiat, BMW, Opel, Citroen. Сейчас соревнуется на грузовой технике MAN. Любопытно, что Антонио совмещает увлечение заездами на грузовиках с гонками на выносливость и классическим ралли.
Адам Лацко в девяностые предпочитал рассекать по трассе на компактной гоночной автотехнике, пока в 2003 году продюсеры не предложили ему обосноваться в кабине грузовика. Примечательно, что Адам периодически любит пересаживаться с больших машин на маленькие. Долгое время ему удавалось добиться лишь звания вице-чемпиона, пока в 2017-м фортуна соизволила повернуться к нему лицом, и чех наконец выиграл Чемпионат Европы.
Еще одна примечательная личность на этих гонках – это единственная в европейском грузовом автоспорте девушка-пилот, участвующая в соревнованиях постоянно. Ее зовут Штеффи Халм, и она исполняет роль капитана команды Schwabentruck. Результаты деятельности обаятельной белокурой немки поражают: в нынешнем сезоне она поднималась на пьедестал целых 11 раз. Это позволило ей занять в общем зачете почетное четвертое место и повысить личные показатели по сравнению с прошлым годом, когда девушка смогла взобраться лишь на шестую строчку в таблице. 35-летняя Штеффи начала увлекаться гонками еще в детстве. Девятилетним подростком она участвовала в соревнованиях по картингу и выигрывала их в течение двух лет. Потом переключилась на автомобильные гонки, а в 2011-м решилась пересесть за штурвал грузовика.
Саша Ленц – третий представитель Германии, кто угодил в топ 5 нынешних соревнований. Саша увлекся автогонками по примеру отца, Хайнц-Вернера Ленца, легендарного гонщика, выигравшего Кубок Европы по тракрейсингу в 1997, 1998 и 1999 годах. Молодой человек впервые вышел на трассу в 2013 году с командой SL Truck, которую он создал вместе со своим отцом. Саша несколько раз становился призером различных этапов гонок, но наилучший результат – второе место в 2016 году.