Футуристический грузовик будущего Freightliner SuperTruck
Компания Freightliners Trucks, входящая в группу Daimler Trucks North America, представила посетителям MATS 2015 футуристический грузовик будущего Freightliner SuperTruck, проект которого разрабатывался на протяжении пяти лет. Данный проект стартовал в 2009 году и в него вложено порядка 80 млн. долларов США, половина из которых – правительственный грант от министерства энергетики США. Основной задачей, поставленной министерством, было снижение потребления топлива на 50%.
При создании грузовика SuperTruck были использованы самые передовые и инновационные технологий. Большое внимание уделялось каждой детали, особенно аэродинамическим характеристикам машины. Г-н Derek Rotz (Дерек Роц) глава исследовательской группы проекта SuperTruck отметил, что работа над проектом рассматривалась не как создание отдельного супер-тягача, а как разработка эффективного решения для перевозки грузов.
«Мы надеемся, что пересмотрев и уточнив наши знания, полученные в результате проекта SuperTruck, мы продолжим укреплять лидирующие позиции в эффективном использовании топлива», — прокомментировал Дерек Роц (Derek Rotz) результаты работы своего конструкторского бюро.
Именно поэтому, Freightliner SuperTruck рассматривался разработчиками вместе с прицепом, как единое целое, т.е. сразу «фурой». Это нашло отражение и в технических решениях. В итоге работы, результат превзошёл ожидания правительственных чиновников и порадовал участников инженерной группы. На тестовом испытании Freightliner SuperTruck с колёсной формулой 6х4 успешно совершил автопробег из Сан-Антонио в Далласа и обратно протяжённостью 502 км при полной загрузке в 30 тонн. При этом средний расход топлива составил 19,2 литров на 100 км.
Футуристический тягач Freightliner SuperTruck имеет запоминающийся вид, который придаёт ему аэродинамический каркас и нестандартное решение передка. По бокам под фарами головного освещения расположились два отверстия воздухозаборника, а привычная радиаторная решётка имеет автоматическое регулирование. Когда грузовик движется по трассе, радиаторная решётка закрывает «жалюзи» и создаёт единый силуэт с капотом для лучшего аэродинамического эффекта, принимая обтекаемые формы.
При малых скоростях и движении в городском потоке «жалюзи» автоматически открываются, увеличивая поток охлаждаемого воздуха и предотвращая перегрев двигателя.
Аэродинамический обвес полностью покрывает грузовик, включая задние колёса и прицеп, который специально разработан для использования в единой сцепке.
Кстати, установленные на грузовике Freightliner SuperTruck колёса подверглись тщательной доработке: изменена конструкция ступицы, легкосплавных колёсных дисков и креплений колеса, а также созданы специальные инновационные шины Michelin, имеющие низкое сопротивление качению, что также способствует экономии топлива.
Помимо аэродинамического каркаса, снижению сопротивления встречным потокам воздуха способствует лобовое стекло тягача, имеющее специфическую форму и расположенное под наклоном. Автоматически регулируемая подвеска снижает дорожный просвет по мере увеличения скорости и слегка приподнимается при езде по городу. Поскольку прицеп специально сконструирован для Freightliner SuperTruck, подвеска прицепа также имеет регулируемый дорожный просвет.
Изменениям подверглись и боковые зеркала заднего вида этого футуристического грузовика будущего. Министерство транспорта США запрещает использование камер вместо зеркал, поэтому создателям Freightliner SuperTruck пришлось потрудиться, чтобы соблюсти закон и максимально вписать традиционные зеркала заднего вида в общую аэродинамическую модель. Итогом стали небольшие традиционные боковые зеркала со встроенными в них камерами заднего обзора.
Самым большим изменениям подверглась внутренняя «начинка» супер тягача Freightliner SuperTruck. На стандартных грузовиках насос гидроусилителя руля работает в постоянном режиме, что приводит к не эффективному расходу энергии и, соответственно, топлива. На инновационном грузовике Freightliner SuperTruck установлена система усилителя рулевого управления AccuSteer с гидроаккумулятором, позволившая решить эту задачу и снизить потребление энергии более чем на 1%. Многим покажется это ничтожно малым, но задача стояла найти все возможные решения экономии топлива.
В качестве силового агрегата тягач будущего Freightliner SuperTruck использует модернизированный дизельный двигатель Detroit Diesel мощностью 390 л.с. и автоматизированную трансмиссию DT12 с применением гибридной системы. Базовый 11-тилитровый дизельный двигатель подвергся тщательной проработки и тюнингу. Разработчики добились высокой эффективности работы турбонагнетателя, избежав потерь эффективности пневматической системы. Была увеличена степень сжатия, модернизирована система инжекторов и установлены более эффективные контроллеры.
В автоматизированной механической коробке переключения передач появились технологии eCoast и Direct Drive, а также системы контроля движения и загружаемые цифровые 3D карты местности. Вся эта технология позволяет работать в прогностическом режиме и переключать передачи с учётом скорости движения, крутящего момента двигателя и предстоящих дорожных условий. Например, система eCoast анализирует рельеф дороги и при движении с горки автоматически переключает КПП в нейтральное положение, снижая нагрузки и уменьшая потребление топлива.
Гибридная система тягача Freightliner SuperTruck более сложная и современная, чем устанавливаемая на серийных легковых автомобилях. Помимо накопления кинетической энергии, она использует тепловую энергию тормозов и выхлопных газов. Кроме того, интеллектуальная система Hybrid Control оптимизирует стратегию зарядки батарей с учётом местности и маршрута движения.
Футуристический супергрузовик Freightliner SuperTruck оснащён солнечными панелями, которые встроены в капот и верхнюю часть обшивки прицепа. Они обеспечивают питанием гибридную систему и систему eHVAC, управляющую климат-контролем. eHVAC также помогает снизить потребления топлива, поскольку обеспечивает работу кондиционера или отопителя салона от солнечных батарей и электросистемы автомобиля, подключая их к питанию от двигателя только в крайних случаях.
Ну и конечно же модернизации подвергся салон суперсовременного грузовика. В интерьере Freightliner SuperTruck прослеживается его футуристический дизайн и функциональность.
Кресло пассажира поворачивается на 180 градусов, создавая возможность общения за столом во время остановок. В освещении салона использованы светодиодные лампы, способные создавать свет различных тонов и оттенков. А управление мультимедийной и электросистемой тягача осуществляется при помощи сенсорных датчиков и пультов, расположенных по всей кабине.
Создатели футуристического грузовика Freightliner SuperTruck не ставили перед собой цель сделать серийный тягач. Их целью было проверить, какие технологии могут быть использованы, а какие нет. «Объединив доступные технологии с инновационными решениями, мы, через программу SuperTruck, смогли сделать первые шаги, чтоб определить, что может быть технически возможным и коммерчески оправданным», отметил Derek Rotz (Дерек Роц), руководитель инженерной группы. Одни технологии не будут использованы в серийном производстве в ближайшие 5-7 лет из-за дороговизны, для применения других необходимо изменение законодательства в сфере регулирования дорожного движения. Но некоторые из инноваций уже нашли практическое применение в грузовых автомобилях Freightliner.
Автор: ТЕХНОmagazine