Конструкция, принцип действия, область применения поливомоечных машин
Для очистки дорог и дворов, а также для подавления пыли и снижения температуры дорожного покрытия с давних пор применяют воду. В городах и посёлка часто можно увидеть технику, поливающую асфальтобетонное покрытие и смывающую с него пыль. Чаще всего это грузовые автомобили с установленным оборудованием, но встречаются также трактора и спецмашины.
Содержание статьи
История появления поливомоечной техники в России
Поливомоечная техника в России появилась ещё в середине XIX века. Тогда по московским улицам передвигались конные повозки с деревянными бочками, водой из которых поливали мостовые. С появлением автомобилей, лошадей заменили механические повозки, а затем и автоцистерны, оборудованные специальными разбрызгивателями.
Первые отечественные поливальные машины появились в середине тридцатых годов прошлого века. С тех пор эта специализированная техника постоянно совершенствовалась и приобрела дополнительные функции.
Что такое поливомоечная машина
Поливомоечная машина — это коммунальное транспортное средство для гидромеханической очистки дорог и тротуаров, орошения поверхности, полива зелёных насаждений. Они активно применяются для снижения запылённости, удаления мелких частиц и мусора, при благоустройстве территорий. Очень часто их называют просто «поливалками».
Первые поливочные отечественные машины были просто увлажняющими, поскольку вода из них стекала на проезжую часть самотёком, не обеспечивая необходимого напора. Затем установки стали оборудовать пожарными насосами, которые увеличивали мощность водяной струи и дальность её подачи. В конце сороковых и пятидесятые годы ХХ века вода в сопла начала подаваться не с помощью насосов, а путём создания в цистерне избыточного давления.
Сегодняшние поливомоечные машины – это многофункциональная специализированная техника, без которой коммунальное хозяйство представить уже невозможно. Как правило их изготавливают на базе грузовых автомобилей. Также применяются колёсные трактора и специальные шасси. Кроме того, в поливомоечную машину можно переоборудования серийный самосвал, установив специальное оборудование.
К числу машин подобного рода иногда ошибочно относят подметальные агрегаты. Однако не все всегда подметально-уборочные машины оснащены поливомоечным оборудованием и баком для воды. Некоторые предназначены для сбора сухого смёта в бункер.
Область применения
Сферу применения поливомоечных машин можно понять из названия. Основная их функция – очистка улиц, дорог и тротуаров от грязи и пыли, а также полив зелёных насаждений. Однако этим их функции не ограничиваются.
В зависимости от комплектации, наличия дополнительного оборудования и просто в случае необходимости, поливомоечные машины могут быть использованы для:
- мойки дорожных ограждений, знаков, указателей;
- снижения температуры асфальтобетонного покрытия в жаркий период;
- уменьшения запылённости, в т.ч. на грунтовых дорогах, строительных площадках;
- разбрызгивание жидкого реагента, летом в сельском хозяйстве при обработке полей или для зимнего содержания дорог;
- доставки технической воды, например, во время перебоев в поставках городского водоснабжения;
- помощи при тушении пожаров в лесопарковых зонах;
- мойке фасадов, стен малоэтажных сооружений и малых архитектурных форм, включая рекламные щиты, звукоизоляционные экраны, своды и стены тоннелей.
Интересно, что поливомоечные машины применяются не только на городских улицах. При разработке карьеров на дорогах, которые, естественно, не асфальтированы, поднимается огромное количество пыли. Это не только вредно для здоровья, но и значительно ухудшает видимость при движении карьерной техники. Поэтому для поглощения пыли в разрезах и карьерах тоже применяют поливальные машины. Правда оснащают поливомоечным оборудованием уже большегрузные машины, например, БелАЗы.
Отдельный разговор – использование такой техники во время тушения пожаров и возгораний. В экстренных случаях машины поступают в распоряжение МЧС. Их используют в основном, как резервуары для подвоза воды, а некоторые модели имеют дополнительные насадки для присоединения пожарных шлангов или могут быть укомплектованы шлангами.
Долгое время поливомоечная техника использовалась только в летнее время. Однако с повышением требований к универсальности техники, оборудование постепенно переходит в разряд сменного, навесного. Ведь по сути – это тот же автомобиль, который способен выполнять и другие функции.
Варианты конструкции и принцип действия
Классическая конструкция поливомоечной машины включает в себя базовое шасси с КОМом и, желательно, усиленными передними и задними рессорами. На него монтируется рабочее оборудование – цистерна для воды, фильтры, клапаны, насосная система, трубопроводы, распылительные сопла.
В качестве базы обычно используется автомобильное или специальные пневмоколёсные шасси. Реже колёсные трактора. В поливомоечную машину можно переделать даже серийный самосвал, установив навесное оборудование и поставив в кузов «кубики» с водой. Оборудование для таких модернизаций грузовика или трактора можно приобрести отдельно у отечественных производителей.
Цистерна представляет собой сварную конструкцию из коррозионностойких материалов. С недавних пор изготавливают не только стальные, но и пластиковые ёмкости для воды. Внутри неё находятся отстойник, контрольная труба, фильтр и центральный клапан. Чтобы вода не раскачивалась и не мешала движению автомобиля, в цистерне установлены волнорезы. Объем бака зависит от модели техники: от нескольких сотен до нескольких тысяч литров.
Нередко поливомоечное оборудование устанавливается на колёсный трактор. В этом случае, ёмкость с водой располагается не на базовом шасси, а отдельно на прицепе. Особой популярностью пользуются трактора МТЗ. Установки на минских агрегатах нередко имеют автоматическое управление и широко используются не только в коммунальной сфере, но и в сельском хозяйстве для орошения и полива.
Системы с низким давлением постепенно уступают своё место высоконапорным машинам. В последних за подачу воды из бака к распылительным соплам отвечает насосная система. Она, как правило, работает от коробки отбора мощности. Однако иногда насосы могут иметь собственный привод. При том, что машины высокого давления дороже, они имеют больше вариантов для применения.
Другим важным элементом поливомоечных машин является распределительная система. Она состоит из сети трубопроводов, по которым вода поступает к соплам. Система оснащена клапанами и регуляторами давления для управления подачей.
Распылительные сопла – это основной элемент, через который вода подается на дорогу. Они могут быть установлены в передней, задней и боковых частях машины. Компоненты регулируются по высоте и углу наклона для адаптации к разным условиям работы.
Кроме этого, технику можно оснастить дополнительным оборудованием в виде щёток, пистолета высокого давления для мойки дорожных знаков и ограждений, лафетные стволы для подачи воды на более дальнее расстояние или, например, гребёнкой из 15 сопел для орошения, которые способны изменять угол подачи воды.
Не зависимо от конструкции, принцип работы поливомоечных машин один: вода из цистерны проходит через сетчатый фильтр, клапан и подаётся к насадкам, через которые и осуществляется полив. Всё остальное – частные случаи. Если установлен насос – вода будет подаваться под напором и может лучше мыть проезжую часть или иметь больше площадь распыления, подаваться на некоторое отдаление от машины. А в зависимости от объёма цистерны, техника может обработать различную площадь за один раз.
Популярные модели для городских дорог
Большинство популярных моделей поливомоечной техники – это универсальные комбинированные дорожные машины. Они имеют различное дополнительное оборудование и могут быть переоборудованы для работы как в летний, так и зимний период.
Как правило, машины оснащены:
- подметальными щётками, включая лотковые;
- высоконапорной рейкой;
- отвалом для чистки улиц и дорог от снега и льда;
- сменным бункером с пескоразбрасывателем для обработки дорог твёрдыми реагентами и песчано-соляной смесью.
В зависимости от задач и условий использования, стоит выделить несколько популярных моделей поливомоечных машин. Коммунальные службы, обеспечивающих содержание дорог в небольших населённых пунктах и сёлах часто используют ОПМ 2.0. Это прицепная бочка, которая используется в паре с колёсным трактором. Объём цистерны составляет 2 куба. Модель может оснащаться всасывающим насосом, что позволяет набирать воду из открытых водоёмов.
Ещё одна городская модель, но у же на шасси автомобиля КАМАЗ – это КО-823-01. Она тоже представляет собой бочку, установленную на грузовик с возможностью оснащения дополнительным оборудованием, в т.ч. для зимнего содержания работ. Машина применяется для мойки дорожного покрытия и знаков. Объём цистерны – 11 м3.
Модель КО-806 Мценского завода «Коммаш» производится в нескольких модификациях с объёмом цистерны от 7,8 до 10,5 кубов. Она представляет собой уже полноценную комбинированную дорожную машину, укомплектованную поливомоечным, распределительным оборудованием, щётками и отвалом. В летний период автомобиль используется как классическая поливомоечная машина, а зимой применяется для распределения реагента и противогололёдных материалов.
Из новых моделей отметим МК-У533-01 на базе лёгкого коммерческого автомобиля УАЗ 3303. Она разработана по запросу администрации Рязанской области и призвана заменить малогабаритную технику западных брендов. Это комбинированная дорожная машина оснащается центральной щёткой, пескоразбрасывателем, ёмкостями для воды, а также системой полива тротуаров и дорожного полотна.
Свои плюсы имеет вариант, когда оборудование для влажной уборки дорог устанавливают в кузов тяжёлых самосвалов. Такие модели не требуют больших вложений – приобретается только поливомоечное оборудование, и при этом эффективно справляются с задачей. К тому же, в «свободное» от полива время самосвал используется по своему прямому назначению – перевозит сыпучие грузы.