Дакар 2008: КАМАЗ впереди планеты всей
Про знаменитый автомарафон Париж-Дакар (а с недавних пор Лиссабон-Дакар) знают многие. Но далеко не все знают, что на самом деле главная гонка года завершается не в столице Сенегала, а в 60 километрах от нее — на берегу соленого Розового озера. И вот уже почти 20 лет одними из главных участников престижнейшей автомногодневки по-праву считается российская команда.
Превратности политики
Очень жаль, что политика все больше проникает в спорт. Но если в легкой атлетике или футболе к этому все уже привыкают, то к автоспорту до последнего времени это относилось в меньшей степени. И действительно, что, казалось бы, может провести гонку в той или иной стране, за исключением войны, конечно? Оказывается, есть еще и международный терроризм, который после 11 сентября 2001 года стал той грозной силой, с которой вынуждены считаться не только спортсмены, но и политики и даже целый супердержавы.
За более чем 30-летнюю историю знаменитейшего дакарского марафона не было ни единого случая не только отмены гонки, но даже ее приостановления. И это несмотря на нестабильность африканского континента. Бывали моменты. Когда некоторые этапы организаторы многодневки вынуждены были переносить в другие страны или нарезать новые маршруты прохождения трассы, но чтобы отменить всю гонку — такого в истории еще не было! И вот случилось. Увы…
Буквально за несколько дней до старта, когда все участники марафона были заняты последними проверками своей техники, грянула сенсация: организаторы «Дакара-2008» приняли решение отменить гонку. Главный аргумент — «из соображений безопасности». Шоковое решение руководителей многодневки связано с давлением правительства и Министерства иностранных дел Франции, обеспокоенных убийством в Мавритании четырех французских туристов. А караван «Дакара» должен был пересечь мавританскую границу 11 января на этапе Омара — Атар и провести там целых восемь этапов ралли-рейда из общих пятнадцати.
— Решение об отмене гонки стало для всех полной неожиданностью, ведь переговоры с властями Франции были сугубо конфиденциальными, и участники, ничего об этом не знавшие, до последнего момента проходили технические проверки, — рассказал директор по информационной политике «КамАЗа», член команды «КамАЗ-Мастер» на «Дакаре»-2008» Владимир Самойлов. — Три машины, на которых должны были стартовать Владимир Чагин — Сергей Савостин — Эдуард Николаев, Фирдаус Кабиров — Айдар Беляев — Андрей Мокеев, Ильгизар Мардеев — Вячеслав Мизюкаев — Андрей Каргинов, такую проверку успешно прошли, но… В первые часы после отмены «Дакара-2008» мы решили, что все-таки поедем на два-три дня в Марокко — для тестирования в песках новых боевых грузовиков, которые были собраны буквально перед самой гонкой и еще не прошли серьезных испытаний в реальных условиях, однако позже предпочли перенести тесты в Испанию. Сейчас наши автомобили через Испанию, Францию, Германию и Скандинавию уже возвращаются в Россию.
Спортивные потери «КамАЗ-Мастер» очевидны: команда из Набережных Челнов отравлялась на африканскую гонку за очередной победой. Существует, однако, и финансовый аспект: организаторы, разумеется, вернут стартовые взносы и возместят прямые затраты на гонку, но это лишь малая часть общих вложений участников при подготовке к «Дакару». В специальном заявлении, распространенном организаторами супергонки, говорится о том, что отмена марафона-2008 не ставит под вопрос дальнейшую судьбу «Дакара» и что уже в следующем году автомарафон займет свое законное место в календаре престижных автогонок.
Но даже несмотря на отмену нынешнего «Дакара», команда «КамАЗ» остается в числе самых уважаемых спортивных представителей автоспорта. Чтобы лишний раз убедиться в этом, достаточно вспомнить ее историю.
Формула победы
Почему-то принято считать, что в автоспорте мы отстаем от остального мира десятка на два лет и в обозримом будущем этот разрыв не ликвидируем. «КамАЗ-мастер» – доказательство того, что ситуация не столь печальна. Правда, единственное пока доказательство. Достаточно сказать, что только на «Дакаре» команда из Набережных Челнов побеждала уже семь раз! Столько в категории «грузовые автомобили» не выигрывала ни одна «конюшня» в мире (на счету чешской Tatra лишь шесть побед, а в последние годы она камазовцам явно уступает). Причин, по которым «КамАЗ» въехал на главную раллийную вершину и удерживается на ней, много. Начать, наверное, нужно с той, о которой часто забывают: с умения рискнуть и вытерпеть неизбежные неудачи.
Когда в 1990 году, попробовав силы на паре менее значительных гонок, российские «КамАЗы» заявились на старт к тому моменту уже культового марафона, они воспринимались скорее как экзотика. На первом «Дакаре» все три российских грузовика сошли почти сразу после старта — полный провал. Тем не менее, руководитель команды Семен Якубов принял решение не покидать марафон. Он и еще несколько человек остались на «Дакаре», чтобы просто посмотреть, что это такое: как организованы бивуаки, в каких местах проходит маршрут.
На следующий год, несмотря на фиаско, «КамАЗы» снова заявились на гонку — и заняли второе и третье места. А спустя пять лет добились первой победы — традиционного фаворита в категории «грузовые автомобили» итальянскую команду Perlini опередил экипаж Виктора Московских. Якубов говорит, что к той победе был в общем-то готов и сам ее не воспринимал как неожиданность — чувствовал, что «КамАЗ» достиг высочайшего для ралли уровня.
С тех пор российские грузовики побеждают регулярно, и в офисе команды в Набережных Челнах уже скопился целый музей из призов, взятых на различных ралли. Главных дакаровских среди них семь.
Вторая причина — организация дел в команде. Пожалуй, среди российских гоночных «конюшен» челнинская больше всего походит в этом смысле на солидные западные. Вернее, даже превосходит их, поскольку она — единственная среди элиты международных ралли — сама разрабатывает, проектирует и собирает гоночные грузовики. Это только на первых «Дакарах» россияне выступали на серийных «КамАЗ-4310». Потом в команде стали интенсивно заниматься исследовательской, конструкторской деятельностью. Росли штат и уровень квалификации инженеров, механиков, дизайнеров. В результате один за другим на свет стали появляться супергрузовики. Последний — тот самый «КамАЗ-4911 Extreme», на котором экипажем Фирдауса Кабирова был выигран последний «Дакар». Кроме того, этот грузовик произвел фурор на международной выставке в ОАЭ, где его назвали «летучим грузовиком».
Семен Якубов, совмещающий обязанности шефа команды со штурманскими (он ездит в экипаже Владимира Чагина), очень гордится тем, что почти ничего иностранного в этом чудо-автомобиле с подвеской, выдерживающей прыжки на несколько метров вверх, с уникальной тормозной системой, с ярославским двигателем, разгоняющим 12-тонного монстра до 200 км/ч, нет. Он полностью российский.
Не менее тщательно, чем к технике, в Набережных Челнах подходят к людям. Всех поражает стабильность состава этой команды. Фирдаус Кабиров, например, в ней со дня основания. Давным-давно в «КамАЗ-мастере» пилот Владимир Чагин, четырежды выигравший «Дакар», штурман Айдар Беляев, механик Сергей Савостин, многие из специалистов, осуществляющих технический «ассистанс» во время гонок.
— Мы готовим пилотов, штурманов, механиков годами,– рассказывал как-то Якубов.– Иногда вроде бы все устраивает, но вынужден через два-три года отсеивать человека, пусть чрезвычайно способного, поскольку по каким-то отдельным качествам он не подходит. Основное из них – умение работать на команду, лидера, то, что называется дисциплиной. Вообще-то командного зачета в ралли нет, но опыт убедил нас в том, что индивидуальными усилиями здесь ничего не добьешься.
«Дакар», кстати, постоянно доказывает его правоту. Так, на седьмом этапе «Дакара-2005» уверенно лидировавшему экипажу Чагина не повезло — не хватило топлива, чтобы добраться до финиша марафонского спецучастка, а остановился автомобиль в столь неудачном месте, что доставить его туда было невозможно. Итог — около 20 потерянных часов. Для любой другой команды фиаско первого номера стало бы катастрофой. У «КамАЗа» же был экипаж, готовый выполнить эту роль столь же успешно. А Чагин с Якубовым и Савостиным всю вторую половину ралли ехали рядом с экипажем Кабирова, Беляева и Андрея Мокеева, страхуя партнеров, и в случае поломки в любую минуту пришли бы на помощь. Или пример прошлого года, когда Чагин после серьезнейшей аварии вообще был вынужден сойти с дистанции. Тем не менее в итоговой классификации на первом месте финишировал другой экипаж «КамАЗа» — Кабирова.
В плане технического обслуживания во время ралли «КамАЗ-мастер» также имеет мало равных в мире. Еще на помощь им всегда готов был прийти известный медик, специалист по кинезиотерапии Сергей Бубновский. Возить на «Дакар» профессионала такого высокого класса — это ведь тоже признак профессионализма.
Наконец, третья причина камазовских успехов — это поддержка, оказываемая команде. Поддержка, например, со стороны завода, у которого бывали, мягко говоря, не самые благополучные времена, но который от своего спортивного подразделения никогда не открещивался. Сегодня генеральный директор завода Сергей Когогин старается не пропускать финишей «Дакара» и обязательно лично поздравляет команду, которую считает одним из камазовских приоритетов, с успехом.
А еще «КамАЗ-Мастер» – один из приоритетов всего Татарстана. Премьер-министр республики Рустам Минниханов вообще уже проехал за рулем автомобиля команды несколько Desert Challenge, очень серьезных ралли в ОАЭ. И проехал, между прочим, весьма успешно. Минниханов говорит, что, конечно, для него гонки не просто хобби: «Спортивная команда с мировым именем – это способ заявить о себе для любого крупного предприятия. Вот вы можете сколько угодно рассказывать о том, какой «КамАЗ» отличный автомобиль. Но поверит ли кто? А когда «КамАЗ» выигрывает чрезвычайно сложную гонку в песках, все видят: да, автомобиль и вправду отличный. И заказы будут. Да и для Татарстана это часть имиджа, поэтому на команду ежегодно выделяются средства из республиканского бюджета. Хотя основные расходы берет на себя завод».
Есть скептики, которые называют и четвертую причину камазовской гегемонии: мол, соревнования грузовых автомобилей не так популярны, как легковых или мотоциклов, и «КамАЗ» чуть ли не единственный, кто относится к ним на полном серьезе.
В словах этих правды очень мало. В этом «Дакаре» участвовали семь десятков грузовиков, представляющих известнейших автопроизводителей – Mercedes, Hino, Ginaf. За двумя основными конкурентами «КамАЗов» — Tatra и DAF — также стоят большие заводы. А фактически все изменения в регламенте ралли, принимаемые Международной федерацией автоспорта (FIA) – так почему-то получается,– доставляют головную боль в первую очередь именно «КамАЗам».
— В свое время, например, появилось ограничение по диаметру дисков колес. Мы ездили на 25-дюймовой резине, а FIA установила максимум в 20 дюймов. Это был серьезный удар. Из-за уменьшения расстояния между диском колеса и тормозным барабаном ухудшилось охлаждение, и у нас стали перегреваться тормоза. Мы поработали, заменили материал колодок, провели некоторые другие мероприятия и с проблемой справились, — вспоминает Якубов. — Потом новая проблема — было запрещено использование автомобилей с центральным расположением двигателя. А у нас он располагался сзади. Пришлось делать новую машину… Формально цель всех этих новаций — приблизить гоночные автомобили к серийным. Но реальная их подоплека очевидна: в FIA хотят, чтобы на ралли заявлялось как можно больше грузовиков и чтобы как можно острее была интрига. От «КамАЗов» все остальные отстают. Поднять потенциал преследователей в федерации возможности не имеют. Значит, выход один — ограничить возможности лидеров.
Но, как ни ограничивают возможности «КамАЗов», они по-прежнему на голову выше всех. Чего-то, что есть у команды из Набережных Челнов, соперникам все-таки не хватает. И еще к вопросу о популярности «КамАЗов». Несколько лет назад, в основном из-за механических поломок, которые невозможно было предвидеть, по дороге к Розовому озеру сошли все четыре наших экипажа. На одном из бивуаков к Кабирову подошел спортивный директор «Дакара», легендарный гонщик Юбер Ориоль. «Знаешь, — сказал он ему, — а без вас на этом ралли скучно». С тех пор «Дакары» «КамАЗ-мастер» старается не проигрывать.
КАМАЗы бьют рекорды
Крупнейший автозавод России, «КамАЗ» остается безусловным лидером в сфере продвижения торговой марки в спортивных состязаниях. «Дакар» — самая престижная внедорожная гонка в мире, в которой участвует и побеждает команда «КамАЗ-Мастер».
Между тем, камские автомобили принимают участие в других, не менее сложных и опасных соревнованиях, таких как «Дезерт Челлендж» («Вызов пустыне»), баха «Хазарские степи» и «Тихий Дон», ралли «Оптик-Тунис», «Мастер-ралли», известных заездах «Париж – Москва — Пекин», «Париж – Москва — Улан-Батор», «Париж — Каир»… «Камазовская» команда трижды получила звание чемпиона мира и чемпиона России.
Супергрузовик «КамАЗ-4911 Extreme», имеющий как спортивную, так и коммерческую модификацию, признан лучшим автомобилем России 2004 года. Опыт участия во внедорожных ралли-рейдах и многочисленные испытания подтвердили, что в автомобилях «КамАЗ» конструктивно обеспечено оптимальное сочетание скоростно-силовых характеристик и надежности всех узлов, агрегатов и автомобиля в целом.
Это многофункциональный грузовик предназначен для экстренной доставки людей и различных грузов по всем типам дорог и полному бездорожью, а также для транспортных работ специального назначения в экстремальных условиях.
Ходовая часть «КамАЗа-4911 Extreme» уникальна. Подвеска грузовика сохраняет его жизнеспособность при любых дорожных условиях и манере езды водителя. Запас прочности и надежность всех узлов конструкции позволяют автомобилю совершать многометровые прыжки с отрывом всех колес от дороги и мягким приземлением без повреждений. Силовой агрегат мощностью 850 л. с. позволяет ехать с уникальной для российских грузовиков скоростью — до 200 км в час. Несмотря на рекордную энерговооруженность, самая совершенная тормозная система и вообще вся система управления дают возможность опытному водителю держать под постоянным контролем все 850 лошадиных сил мотора. Особенности конструкции — жесткое крепление кабины к раме и кресел к кабине — позволяют ему ощущать малейшие нюансы поведения грузовика на дороге, своевременно и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию. А каркас безопасности, инерционные ремни безопасности надежно защищают экипаж и саму кабину от повреждений. Кроме показа собственно марки «КамАЗ» презентует на ралли идею легкости ремонта автомобиля в экстремальных условиях.
Несомненно, существует и прямая, и опосредованная связь между успехами на гонках и продажами автомобилей. Каждая победа на «Дакаре» — качественное улучшение имиджа компании. КамАЗ — пока единственный российский грузовик, с которым считаются на международной арене. И где бы ни проходила международная автомобильная выставка, на которой «КамАЗ» выставляет свою продукцию, везде просят показать «тот самый» боевой грузовик. Присутствие спортивного мустанга на экспозиции увеличивает количество посещений в разы. После «Дакаров» не такой уж редкостью становится подписание выгодных экспортных контрактов. Участие в гонках уже принесло татарстанскому автозаводу мировую известность и послужило для реализации практических идей: после нескольких гонок по пустыне «КамАЗ» возобновил сотрудничество со странами Ближнего Востока, выполнив крупные контракты на поставку армейских и гражданских грузовиков для нужд министерств обороны ОАЭ, Катара, Египта, национальной гвардии Бахрейна.
«КамАЗы» — это универсальные, надежные и мощные грузовики, которые одинаково эффективно эксплуатируются в условиях как северной тундры, тайги и высокогорья, так и влажном климате джунглей и жары субтропической пустыни. Грузовики марки «КамАЗ» продаются в Афганистане и Юго-Восточной Азии, в странах Северной и Западной Африки, активно эксплуатируются более чем в 80 странах. Каждый четвертый грузовик, выпущенный на камском автозаводе, отгружается за пределы России. В 2004 году открыто сборочное производство КАМАЗов во Вьетнаме и Казахстане.
Что ж, нынешний «Дакар» не дал возможности нашим гонщикам и конструкторам еще раз доказать свое превосходство. Но случилось это не по вине камазовцев. А потому мы уверены, что уже в будущем году (если, тьфу-тьфу, не произойдут еще какие-нибудь катаклизмы) наши «КамАЗы» в очередной раз смогут доказать, что равных им сегодня нет во всем мире.
Автор: ТЕХНОmagazine