Доехать до Дакара: Африка Эко Рейс 2017
Всем любителям автоспорта и тем более ралли-рейдов известно, что Dakar ныне проводится в Южной Америке и его название – это всего лишь бренд, а не пункт назначения. Но классический дакаровский маршрут не забыт. По нему всё также проходит гонка, которая, как и прежде, финиширует у берегов Розового озера в столице Сенегала Дакаре. Только называется она теперь Africa Eco Race.
Мы уже писали, что первая гонка была проведена в 2009 году и тогда на трассу вышли всего 27 участников. Прошлогодний ралли-марафон Africa Eco Race 2016 собрал 69 участников, а в этом году желающих испытать себя на выносливость стало уже 87: 37 мотоциклистов, 42 автомобиля и багги и 8 грузовиков.
Среди грузовых автомобилей приняли участие и представители «синей армады» – команда КАМАЗ-Мастер выставила на гонку два экипажа: экипаж Андрея Каргинова на КАМАЗ 4326 и газодизельный болид КАМАЗ 432690 Сергея Куприянова, который участвует в Африканском ралли третий год подряд.
Стоит отметить, что среди участников ралли-рейда в зачёте грузовиков приняла участие и женщина-пилот. Элизабет Хасинто (Elisabete Jacinto) пилотировала грузовик MAN GTS португальской команды Bio-Ritmo/MAN Portugal.
Это не первый ралли-рейд португальской гонщицы. Впервые на трассу Дакара она вышла почти 20 лет назад – в 1998 году в возрасте 33 лет за рулём мотоцикла Suzuki DR650, а на грузовик пересела для участия в Dakar 2003. С тех пор, она является постоянным участником ралли-рейда вплоть до 2010 года, когда, после переноса Dakarа в Южную Америку решает вернуться в Африку и принять участие в Africa Eco Race. К сожалению, в этом году Элизабет Хасинто не удалось добраться до финиша гонки. Она сошла из-за проблем с двигателем уже на втором спецучастке.
Официальный старт ралли-марафона Africa Eco Race 2017 состоялся 31 декабря в Монако, а до старта гонки все участники прошли проверки и технический осмотр на соответствие регламенту, на стадионе Ронделли во французском городе Ментон. После церемониального старта караван отправился во французский портовый город Сет, для погрузки на паром. Именно на пароме участники соревнований, журналисты, организаторы и сопровождающие встретили Новый 2017 год и 2 января прибыли в марокканский город Надор (Nador), где стартовал первый этап гонки протяжённостью 610 км.
Участникам Africa Eco Race 2017 предстояло пройти маршрут протяжённостью 6 500 км из Надара в Дакар за 13 дней. Организаторы устроили гонщикам 12 спецучастков: пять в Марокко, шесть в Мавритании и заключительный этап в Сенегале, который является «парадным» финишем ралли-рейда.
Взглянув на карту маршрутов, сразу обращаешь внимание, что Марокканские этапы – это постоянное продвижение на юго-запад, вниз Африканского континента, тогда как этапы Мавритании больше направлены не на преодоление расстояний, а на технику пилотирования и выносливость, как техники, так и гонщиков.
Почти каждый этап ралли-рейдов разделён на две части: дорожный участок – лиазон и спецучасток. Именно по итогам прохождения спецучастков и определяется победитель ралли-марафона. Лиазон же – это переход каравана между двумя точками, например от финиша «боевого» отрезка на место стоянки – бивуака – и от бивуака до старта этапа.
Поскольку ралли-рейд Africa Eco Race проводится зимой, даже африканская пустыня не балует гонщиков жарой. И если днём температура вполне комфортная в районе +20, то ночью опускается до +5 градусов. Учитывая, что ночёвки каравана проходят в бивуаках под открытым небом, условия проживания всех участников вполне спартанские. Именно поэтому в ралли-рейдах участвуют только те, для кого ралли не просто соревнования, а стиль жизни.
Марокканская часть ралли Africa Eco Race представляет собой большое количество грунтовых (по большей части щебёночных) дорог, каменистых участков и перевалов.
Пески и дюны тоже присутствуют, но в меньшей степени.
Некоторые участки марокканских этапов больше похожи на ралли WRC, где гонщики едут на максимальной скорости. Хотя, конечно, присутствует тут и навигационная составляющая, которая как раз и отличает ралли-рейды.
По завершении Марокканских этапов Africa Eco Race организаторы предоставили гонщикам так называемый день отдыха. В этом году на «выходной» бивуак был организован на самом берегу океана, в Дахла.
Хотя этот день лучше назвать днём без езды, ведь работа в командах кипит полным ходом: проводится осмотр, диагностика, ремонт и обслуживание техники, меняются «уставшие» узлы.
По итогам марокканских этапов ралли-рейда Africa Eco Race 2017 в зачёте грузовиков лидером стал Андрей Каргинов на КамАЗ 4326, на втором месте Ярослав Вальтр из команды Bonver Dakar Project на TATRA 163, а замыкал тройку лидеров грузового зачёта Томаш Томачек на TATRA T815. Единственная женщина-пилот грузовика Элизабет Хасинто, заняв третье место в первый день соревнований, сошла на 50-м километре второго этапа из-за возгорания двигателя на грузовике MAN. Второй КАМАЗ Сергея Куприянова расположился на четвёртом месте зачёта грузовиков.
После дня отдыха караван ралли-рейда Africa Eco Race 2017 отправился на прохождение таможни,а затем был дан старт мавританскому этапу.
Если в Марокко преобладали больше грунтовки и плотные песчаные трассы, в т.ч. по устьям высохших рек, то Мавритания – это зыбкий песок, песок, песок и ещё раз песок, включая дюны.
Конечно, трассы ралли-рейда Africa Eco Race тут проходят и по каменистым дорогам, но основным испытанием для гонщиков остаётся зыбки песок, дюны и «верблюжьи колючни».
Сложность пилотирования в Мавритании заключается в структуре песка. В отличие от Марокко тут он мелкий и вязкий. Съезд с накатанной дороги, как попытка пройти болото без проводника – чуть в сторону и песчаная топь. Машины вязнут, закапываются, садятся на «брюхо».
Второй особенностью Мавританских этапов являются дюны. Некоторые из них практически отвесные и высотой с двухэтажный дом. В условиях мелкого, вязкого песка спускаться с них нужно осторожно. В таких условиях пилотам приходится проявлять особое мастерство при преодолении гряды дюн, когда нужен разгон для въезда на следующую. К тому же, есть опасность опрокидывания автомобиля.
Ещё одно испытание для гонщиков – зоны с растительностью. На скорости машины начинают на таких участках прыгать и переносить экипажу езду в таком ритме достаточно сложно. Кроме того, на таких участках встречаются поперечные канавы и рытвины, переезд которых может стоить пробитого колеса или более тяжёлых последствия, в зависимости от скорости движения.
Ну и конечно – миражи. Искажение пространства и однообразный пейзаж вносит свои коррективы в работу штурманов. Да и организаторы постарались «расставить» навигационные ловушки.
Среди Мавританских этапов – два являются кольцевыми, т.е. старт и финиш находится в одном месте. Это сделано для того, чтоб в случае возникновения непредвиденных ситуаций легче было эвакуировать технику до места стоянки.
Для безопасности пилотам выдаётся специальный прибор, который подаёт сигнал в случае аварийной ситуации. Это особенно важно, когда внештатные обстоятельства вынуждают остановиться за вершиной дюны. Так было на девятом этапе ралли-рейда Africa Eco Race 2017, когда экипаж газодизельного КАМАЗа едва не налетел на другой российский экипаж Константина Хорошавцева из команды ASPEC Motorsport, выступавшего на BMW X3.
«Перед самой высокой из этих дюн мы услышали сигнал, что где-то неподалёку стоит машина, заезжаем на дюну, переваливаем и видим российский экипаж Константина Хорошавцева. Они оказались буквально в метре от нас! Еще чуть-чуть и мы бы буквально напрыгнули на эту машину. Для ребят это был очень опасный момент, поскольку они никак не обозначили себя на верхушке дюны, только подали сигнал через прибор организаторов», — рассказывает Сергей Куприянов.
Последний этап ралли-рейда Africa Eco Race проходит на территории Сенегала, на берегу Розового озера. Но сама гонка, по сути, завершается накануне. Сенегальский 22-хкилометровый спецучасток является скорее парадным финишем, чем реальным этапом в борьбе за места, тем более призовые.
Согласно генеральной классификации ралли-рейда Africa Eco Race 2017 победу в классе автомобилей одержал экипаж MINI ONE команды G Energy под управлением российского пилота Владимира Васильева. Захватив лидерство на первом этапе в Марокко, Владимир Васильев все этапы оставался лидером общего зачёта.
Победа на Africa Eco Race 2017 в классе грузовиков досталась Андрею Каргинову на КамАЗ 4326, вторым стал чех Ярослав Вальтр на TATRA 163, а замкнул тройку лидеров Томаш Томечек на TATRA T815.
Как и в прошлом году, команде КАМАЗ-Мастер не удалось на 100% выполнить поставленную задачу и привезти «победный дубль» из Африки. Однако эту «неудачу» команда с лихвой восполнила победным дублем на многодневке Dakar в Южной Америке. Но это уже другой разговор.
«В прошлом году у нас было ощущение, что мы что-то не доделали, говорили о том, что нужно вернуться, взять реванш. В этот раз ощущения совсем другие, ведь эти две недели – как целый год в обычной жизни с точки зрения накопленного опыта. И я сейчас говорю не только о пилотировании автомобиля, но и о жизненном опыте, как таковом. Это, конечно, уникальный сплав и преодоления себя, и совершенно новых ощущений, эмоций, которых в обычной жизни не испытать. Здесь каждую секунду что-то происходит, и ты должен как-то на это реагировать. В этот раз «Африка» снова напомнила нам известное правило: нужно очень чётко оценивать ситуацию, не полагаясь на свои субъективные представления о том, что происходит», — пояснил Сергей Куприянов, пилот газодизельного КамАЗ 432690.
Вообще, из 87 стартовавших в Марокканском городе Надор до финиша добрались 63 участника ралли-рейда. Грузовой зачёт «потерял» меньше всего – с дистанции по техническим причинам сошла только Элизабет Хасинто. Остальные семь грузовиков успешно доехали до Дакара.
Вот так закончилась многодневная гонка Africa Eco Race 2017. Но закончилась она для нас – зрителей. Для команд и экипажей начинается подготовка к следующему сезону. Ведь как говорила королева из сказки Льюиса Кэрролла: «…приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте!». А между главными ралли-рейдами, которыми, безусловно, являются Dakar и Africa Eco Race, будут ещё старты, в числе которых ралли-марафон «Шёлковый путь» 2017 из Москвы в китайский город Сиань.
Автор: ТЕХНОmagazine