Охлаждающая жидкость – необходимый компонент для работы двигателя

Строительные машины, грузовой коммерческий автотранспорт, спецтехника и оборудование по большей части работают от двигателей внутреннего сгорания. Дизельные агрегаты известны своей надежностью, экономичностью и долговечностью. Однако, чтобы сохранить эти качества и обеспечить бесперебойную работу мотора, необходимо отводить тепло.

Что такое охлаждающая жидкость и для чего нужна

При сгорании топлива в двигателе выделяется тепло. Его избыток приводит к деформации деталей мотора и выходу из строя силового агрегата. Задачу по отводу тепла выполняет система охлаждения двигателя. Она бывает воздушной и водяной. Вторая наиболее распространена в автомобилях, строительной и специальной технике.

Принцип работы прост: внутри системы циркулирует жидкость. Она поглощает тепло от двигателя и передаёт его ещё одному жизненно важному компоненту – радиатору. Тот, в свою очередь, рассеивает тепло в окружающее пространство.

Охлаждающая жидкость – это то, что циркулирует в двигателе для регулирования температуры и предотвращения перегрева. В этом качестве можно использовать даже воду. Однако, относительно небольшой диапазон рабочих температур делает её не лучшим вариантом. К тому же, вода вызывает коррозию металла, что наносит вред деталям двигателя и системы.

Поэтому, в середине прошлого века, были разработаны специальные жидкости. Они содержат присадки и, в дополнение к регулированию температуры, защищают металлические детали от ржавчины, накопления минеральных отложений в системе охлаждения.

Типы жидкостей для охлаждения двигателя

Разные типы охлаждающей жидкости в канистрах

Во времена СССР существовала одна охлаждающая жидкость – Тосол. Именно это название и стало синонимом ОЖ в русскоязычных странах. С приходом иностранных поставщиков появилось новое понятие – антифриз. От английского antifreeze – незамерзающий.

Это внесло некоторую путаницу и породило вопрос, а что лучше антифриз или Тосол. Однако оба эти понятия относятся к одному и тому же.

Вообще, антифриз – это специально разработанная жидкость, которая эффективно отводит тепло от двигателя. Она используется в более широком диапазоне температур, чем вода, а различные присадки помогают не только снизить температуру замерзания, но и эффективно бороться с коррозией.

Существует несколько её типов, каждый из которых имеет свои уникальные свойства и преимущества. Наиболее распространенными являются составы на основе:

  • этиленгликоля;
  • пропиленгликоля.

Помимо обычной, существует охлаждающая жидкость с длительным сроком службы. Срок службы такого антифриза может составлять несколько лет. В его состав также входит комбинация органических и неорганических присадок, защищающих систему от коррозии и кавитации. Антифриз с длительным сроком службы изготавливают как на основе этиленгликоля, так и на основе пропиленгликоля.

Жидкости на основе этиленгликоля

Зелёный антифриз заливают в двигатель

Этиленгликоль — традиционный основной компонент антифриза, который уже много лет используется в системах водяного охлаждения двигателей. Он обладает высокой температурой кипения, что помогает предотвращать перегрев. Однако этиленгликоль токсичен и может вызвать серьезные проблемы со здоровьем при попадании внутрь. По этой причине важно с осторожностью обращаться с охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля и утилизировать ее надлежащим образом.

Кстати, Тосол – это охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля. Название его является аббревиатурой отдела института, занимавшегося его разработкой: Технология органического синтеза – ТОС.

 

Обратите внимание, цифра в названии Тосола – это температура его кристаллизации. Т.е. голубой Тосол А40 начинает замерзать при -40 градусах Цельсия, красный Тосол А65 – при -65 градусах.

 

Жидкости на основе этиленгликоля являются наиболее распространенными. Они бывают зелёного, синего и красного цвета:

  1. Зелёный и синий (G11) – являются бюджетными вариантами. Они обладают смазывающими свойствами, а присадки помогают защитить узлы машин от коррозии и предотвратить пенистость жидкости. Их температура замерзания обычно составляет -40 градусов Цельсия.
  2. Красный, розовый (G12, G12+, G 12++) – относится к карбоксилатной группе. Он предназначен для высокооборотистых двигателей, нагруженных ДВС с повышенной температурой, а также для работ в условиях низких температур. Кристаллизация такой охлаждающей жидкости как правило происходит при температурах ниже -65° С.

Жидкости на основе пропиленгликоля

Пропиленгликоль — это более экологичная альтернатива этиленгликолю. Он менее токсичен и быстрее разлагается, что делает его более безопасным в обращении и утилизации. Пропиленгликоль также имеет высокую температуру кипения, однако может быть не таким эффективным в экстремальных температурных условиях.

Хотя сам он бесцветный, охлаждающие жидкости на его основе окрашены в жёлтый или фиолетовый цвета. Мешать такой антифриз с другими типами нельзя.

 

Важно понимать, что цветовое деление антифриза условно и относится только к оригинальным жидкостям. Сами по себе они бесцветные и окрашивают их, чтобы не путать с электролитом и дистиллированной водой.

Обслуживание системы охлаждения двигателя

Устройство системы охлаждения двигателя

Просто залить антифриз в систему не достаточно. Чтобы обеспечить правильную работу охлаждающей жидкости важно проводить регулярное техническое обслуживание:

  1. Регулярно проверяйте сколько антифриза в системе охлаждения и при необходимости долейте.
  2. Замена охлаждающей жидкости производится в соответствии с графиком, рекомендованным производителем. Обычно это происходит раз в год или раз в два года.
  3. Обращайте внимание на цвет охлаждающей жидкости. Если она темнеет – в системе появилась ржавчина или накипь. Если бледнеет – стоит заменить и следить за температурой двигателя, возможны перегревы.
  4. Меняя антифриз самостоятельно, убедитесь, что в системе нет воздуха. Воздушные карманы могут снизить способность охлаждающей жидкости поглощать тепло от двигателя.
  5. Эксплуатация грузовика или спецтехники часто происходит в сложных условиях. Обязательно проверяйте радиатор на наличие грязи и проводите регулярную чистку.
  6. Падение уровня антифриза может говорить о наличии протечек в системе. В этом случае необходимо осмотреть соединения патрубков, шланги, радиатор на наличие повреждений.

Как проверить антифриз на качество

Тест антифриза с помощью лакмусовых бумажек

От качества антифриза зависят надежность работы системы охлаждения при низких и высоких температурах окружающего воздуха, интенсивность отложений на элементах системы. Как следствие, это позволяет повысить межремонтные сроки и объемы работ по поддержанию техники в работоспособном состоянии.

При использовании некачественного антифриза чаще всего происходит повреждение головки блока цилиндров. Симптомы характерные:

  • пар из выхлопной системы;
  • неустойчивая работа двигателя;
  • убывание охлаждающей жидкости;
  • водно-масляная эмульсия в картере.

Это явные свидетельства разрушения тонких каналов охлаждения в головке блока и попадания антифриза в масляные магистрали, камеры сгорания.

Проверить антифриз на качество довольно сложно. Существуют определённые внешние признаки:

  • Охлаждающая жидкость не должна быть мутной и тем более с осадком.
  • При встряхивании в емкости (канистры) образовавшаяся пена должна осесть примерно через 3-4 секунды.
  • ОЖ не должна иметь запах нефтепродуктов – масла, бензина.
  • На ощупь антифриз должен быть слегка маслянистым, как глицерин или густой мыльный раствор.

При возникновении сомнений в качестве ОЖ можно использовать обыкновенную лакмусовую бумагу. Жёлто-зелёный цвет говорит о том, что pH раствора составляет 7,5-11 единиц, что соответствует норме для антифриза. Если при контакте с ОЖ цвет бумаги станет синим или фиолетовым – значит в растворе переизбыток щёлочи. Такой антифриз использовать не желательно, но можно. Также можно допустить использование ОЖ, при контакте с которой цвет лакмусовой бумаги не изменился. Но если оттенок станет розовым или красным – такую жидкость применять категорически запрещено.