Боятся ли бульдозеры лютого мороза? Готовим технику к зиме

Работать с грунтом нужно всегда, независимо от сезона и температуры воздуха, наличия снега и льда. И если для бульдозера неважно, какой грунт разрабатывать — скальный или мерзлый (лишь бы ему соответствовал класс машины), то низкие температуры серьезно влияют на методику действий оператора и вынуждают владельца особым образом готовить технику к эксплуатации.

Перед наступлением зимы бульдозер нуждается в специальной подготовке, которая подробно описывается в инструкции производителя. Несмотря на ряд несущественных отличий, все заводы-изготовители требуют одного и того же.

«При эксплуатации бульдозеров в условиях низких температур необходимо соблюдать несколько правил,— считает Марианна Скворцова, руководитель отдела рекламы и PR АО «РусТранс».— До наступления холодного периода в агрегаты заливают топливо и менее вязкое масло зимних сортов. Увеличивают плотность электролита в аккумуляторных батареях и утепляют его пенопластом. В систему охлаждения двигателя заливают антифриз с повышенным содержанием этиленгликоля. Ну и, конечно же, необходимо проверить работу гидросистемы, отопителя, уплотнения кабины и подтянуть все соединения».

04._Bulldozers_1.jpg

Итак, бульдозер успешно подготовлен к морозам и однажды ему придется выехать на работу, когда «за бортом» глубокий минус. «В случае, если в зимний период техника работает не круглосуточно, то в целях предотвращения повреждений уплотнений катков и бортовых передач следует начинать движение застывшей гусеничной техники с так называемой “раскачки”, т. е. с поочередного плавного перемещения до 0,5 м вперед-назад, а затем медленного движения к месту работы для постепенного прогрева узлов ходовой системы,— рассказывает Евгений Платов, начальник отдела технического сопровождения техники ООО «Сервис Промышленных машин».— Такие же рекомендации выдают зарубежные специалисты для аналогичной техники. Порядок прогрева двигателя, трансмиссии и гидросистемы подробно описан в “Руководстве по эксплуатации”, которое прилагается к каждой единице техники. Грамотное выполнение указанных в Руководстве требований и рекомендаций поможет обеспечить бесперебойную работу узлов и агрегатов техники в течение длительного времени (в том числе в зимнее время) и решать сложные производственные задачи, стоящие перед предприятиями потребителей».

Низкие температуры в связи с возросшей хрупкостью металлических и резиновых элементов конструкции способствуют повышенному износу техники. «В зимний период, в основном, применяются тяжелые бульдозеры, способные работать с замерзшим грунтом,— подтверждает Александр Муравьев, руководитель Департамента поддержки продукции ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ».— В связи с этим интенсивно изнашиваются детали бульдозера, взаимодействующие с грунтом. Это ходовая часть, отвал, стойка рыхлителя и режущее оборудование, установленное на отвал и стойку рыхлителя. Как и на любой машине, применение оригинальных запасных частей, ГСМ, соответствующих температуре окружающей среды, продлевает жизнь узлов и агрегатов. Самое оптимальное решение — заключение сервисного контракта с официальным дистрибьютором, который возьмет на себя техническое обслуживание машины».

«После окончания работ рекомендуется тщательно укрывать батарею или, лучше всего, снимать ее с машины, держать в теплом месте и устанавливать обратно перед началом работ,— уверена Марианна Скворцова.— Рекомендуется также доливать в систему охлаждения двигателя дистиллированную воду утром перед началом работы, а не вечером после ее окончания. Это необходимо для того, чтобы избежать замерзания охлаждающей жидкости ночью. Если после окончания работы налипшая на шасси земля и вода замерзнут, то могут возникнуть трудности при запуске машины на следующее утро. Во избежание этого всегда рекомендуется счищать налипший на корпус машины грунт и вытирать влагу. Это предотвращает возможность смерзания земли и воды и повреждения уплотнений или попадания в них грязи. Стоит парковать машину на бетоне или на твердом грунте, а если это невозможно, то на деревянном настиле. Также необходимо всегда сливать воду, попавшую в топливную систему, во избежание ее замерзания. Что касается бульдозерного отвала и рыхлителя, то они изготовляются из износоустойчивого материала, поэтому срок службы данных агрегатов достаточно велик. При износе режущих кромок, зубьев и т. д. их необходимо просто заменить. После смены сезона, когда погода вновь становится теплой, необходимо заменить топливо и масло во всех компонентах и деталях машины. При этом используйте масла с утвержденной вязкостью. Если зимой применялся гликолевый антифриз вместо перманентного, либо если антифриз вообще не использовался, то необходимо слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения и заменить ее чистой водой после выполнения полной промывки системы».

Словом, зима как пришла, так и уйдет, а ваш стальной красавец продолжит успешно ворочать тоннами грунта — если оператор бульдозера не пренебрегал требованиями к зимней эксплуатации техники.

Мнение

Александр Муравьев, руководитель Департамента поддержки продукции ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ»:
— Для подготовки бульдозера к эксплуатации в зимний период абсолютно все производители рекомендуют проводить сезонное ТО. Необходимо заменить все ГСМ на соответствующие климатической зоне, в которой будет работать машина. При этом особое внимание необходимо уделить производителю этих горюче-смазочных материалов. Мы рекомендуем применять оригинальные, так как они максимально соответствуют параметрам машин. Кроме замены ГСМ, необходимо установить или провести ревизию ранее установленного предпускового обогревателя. Заправить машину топливом, характеристики которого позволяют работать при температуре окружающей среды.

Также надо убедиться в том, что операторы изучили и поняли главу в инструкции по эксплуатации под названием «Эксплуатация бульдозера в зимний период», и с наступлением морозов проверить, все ли операторы применяют на практике полученные знания. Главное: двигатель перед запуском необходимо прогреть, а после запуска двигателя нужно прогреть гидравлическую систему и ходовую часть, и только после этого можно приступать к работе.

Евгений Платов, начальник отдела технического сопровождения техники ООО «Сервис Промышленных машин»:
— Обычно диапазон температур, при котором допускается работа бульдозера, составляет от –50 до +40 ºC. Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях техника оснащается подогревателями двигателя. Подготовка к зимнему периоду эксплуатации включает в себя ряд несложных и нетрудоемких работ, которые изложены в «Руководстве по эксплуатации», в частности:
— замена «летнего» масла в двигателе на «зимнее», при использовании минеральных сортов;
— заправка топлива зимней или арктической марки, в зависимости от температуры окружающего воздуха;
— очередное обслуживание аккумулятора с обязательным доведением плотности электролита до 1,29—1,31 г/см³;
— проверка работоспособности подогревателя двигателя;
— установка утеплительного чехла на капот моторной установки (поставляется вместе с техникой).

Сезонной замены масел в агрегатах трансмиссии и гидросистеме навесного оборудования бульдозеров ОАО «Промтрактор» не требуется, т. к. изготовитель применяет в них всесезонное масло с температурой застывания –60 ºC. Узлы ходовой системы (опорные, поддерживающие катки и направляющие колеса) заправлены на весь срок их эксплуатации и также не требуют сезонной замены.

Кстати

Выдержка из Требований по организации и проведению безопасной работы машинистов бульдозеров на предприятиях АК «Транснефтепродукт» в зимний период:
— кабина машиниста бульдозера должна быть утеплена, на металлические рычаги управления надеты войлочные или суконные чехлы, на пол уложен лист фанеры или войлочный коврик;
— на гусеницы необходимо установить шипы против поперечного скольжения;
— перед запуском двигателя машины освободить гусеницы ото льда;
— для предохранения стекол кабины от замерзания их следует протирать смесью соли с глицерином;
— при длительной стоянке машины без работы установить гусеницы на деревянные щиты или соломенные маты, предохраняющие их от вмерзания в грунт;
— запуск машины производить только после прогрева двигателя горячей водой или паром;
— убедиться (путем осторожного опробования) в отсутствии в передаточных механизмах и системах управления примерзших деталей (особенно фрикционных и тормозных лент); обнаружив примерзшие детали, их следует отогреть, а грязь и лед удалить;
— проверить по показаниям приборов давление и температуру масла, топлива, воды;
— не допускать переключения скоростей при передвижении по глубокому снегу во избежание остановки машины и пробуксовки гусениц производить поворот машины плавно и с возможно большим радиусом, не останавливая движения гусениц.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация