Прицепы и полуприцепы для тягачей и грузовиков: что выгоднее

Прицеп грузовой устанавливают на автомобиль грузоподъемностью от 3 тонн. Производителями выпускаются модели, отличающиеся типом конструкций, способом сцепления, оборудованием. На автомобильном рынке много отечественных и зарубежных грузовых полуприцепов и прицепов.

Виды прицепной техники

Инфографика типов полуприцепов

Прицепы и полуприцепы различаются конструктивным исполнением. Прицеп состоит из рамы, к которой крепится подвеска и кузов. На подвеску устанавливаются оси. Для сцепления с автомобилем с передней стороны предусмотрено дышло.

Полуприцеп не имеет дышла, передней частью закрепляется на тягаче. Для устойчивости в отцепленном состоянии спереди размещены опоры.

 

Грузоподъемность техники зависит от типа кузова и количества осей. Прицепы и полуприцепы для грузовых автомобилей бывают:

  • С одной осью. Могут перевозить за поездку груз весом до 1,8 тонны. Такое транспортное средство имеет 2 колеса. Предусмотрены опоры, обеспечивающие правильное положение после отцепления. Технику применяют при перевозке различных грузов, включая негабаритные.
  • Двухосные. Такой прицеп для тягача обладает большей грузоподъемностью, которая варьируется от 2 до 12 тонн. Для повышения маневренности и устойчивости устанавливаются управляемые оси. Прицепы с высокой грузоподъемностью имеют собственную тормозную систему.
  • Трехосные. Прицепы перевозят до 20 тонн груза. Одна ось расположена впереди, две сзади. Нередко имеет сдвоенные колеса. Пневматическая подвеска плавно реагирует на неровности дороги, позволяет уверенно маневрировать на спусках и подъемах.

Многоосные прицепы и полуприцепы могут перевозить специализированные грузы весом до 60 тонн.

Дополнительная информация! Прицеп для фуры выдерживает нагрузку до 24 тонн.

Конструкции сцепных устройств

Фото ССУ

Полуприцепы и прицепы крепят к грузовому автомобилю сцепными механизмами разных типов.

Разъёмно-сцепной механизм тягача и полуприцепа обеспечивает возможность маневрирования. Тягово-сцепные устройства авто и полуприцепа обеспечивают смягчение динамических нагрузок, влияют на управляемость, плавность хода, маневренность. Есть два типа седельно-сцепных устройств:

  • Со шкворнем. Опорную плиту устанавливают на тягаче, шкворень – на полуприцепе. Такую конструкцию имеют более 95% устройств и выдерживают нагрузку до 50 тонн. Шкворень зацепляется одним или двумя захватами. Первый вариант более надежен, отличается простотой и безопасностью. Тяговые нагрузки перераспределяются на массивный запорный кулак только сжиманием. Во втором случае тормозные и тяговые усилия передаются захватами и пальцами.
  • На роликах. Сцепное и опорное устройства размещены только на тягаче.

Фото сцепного устройства для прицепа

Виды сцепных устройств для грузовых машин с прицепом:

  • Сцепка шарового типа. Применяются для буксировки прицепов до 3,5 тонны. Сцепление с прицепом выполняют с помощью шара и фиксирующей головки. Диаметр шара – 50 мм.
  • Сцепка шкворневого типа. Процесс сцепления прицепа с тягачом осуществляется автоматически после вхождения петли в вилку. Шкворень фиксируется предохранителем. Более сложные модели включают специальные ловители.
  • Сцепка крюкового типа. Состоит из крюка, сверху которого накидывается стопор, препятствующий произвольному отпиранию. Резиновый элемент при движении снижает жесткость, оптимизирует нагрузку. Недостатком устройств крюкового типа является быстрый износ зева крюка. Это приводит к появлению колебаний всего автопоезда, дальнейшей поломке. Защелки такого вида чаще применяются при эксплуатации в сложных дорожных условиях.

Дополнительная информация! Тягово-сцепные механизмы рассчитаны на передачу значительных продольных сил. Вертикальные силы не должны быть больше 10-15 кн.

В чем выгоднее перевозить грузы в прицепе или полуприцепе

Фото бортового прицепа

Техника для грузоперевозок позволяет транспортировать большой объем груза за одну поездку, что значительно сокращает издержки, увеличивает прибыль. При выборе определяют грузоподъемность транспортного средства, объем планируемых перевозок, тип и массу груза.

Для перемещения больших объемов грузов на дальние расстояния более выгодны полуприцепы.

 

Выбранный полуприцеп должен подходить для фуры или тягача по высоте крепления, подвески, электрооборудования. Для транспортировки продуктов питания, лекарств подойдет рефрижератор. Если бытовая техника или другие промышленные товары упакованы в коробки – можно отдать предпочтение полуприцепу со шторками. Для этих же целей подойдет техника, покрытая тентом.

Бортовые полуприцепы применяют при перевозке строительных материалов – кирпича, железобетонных плит, металлопроката.

Фото самосвального полуприцепа

Полуприцеп-самосвал часто используется в строительной отрасли и сельском хозяйстве для доставки до места назначения песка, досок, зерна.

Преимущества полуприцепов:

  • безопасность;
  • экономичность;
  • быстрый разгон;
  • высокая грузоподъемность;
  • широкий ассортиментный ряд, различающийся по техническим характеристикам.

К недостаткам полуприцепов относится низкая проходимость по грунтовым дорогам, сложность ремонтных работ.

Преимущества прицепов для грузовиков:

  • отличная проходимость по бездорожью;
  • подходит для любого транспорта, оснащенного тягово-сцепным устройством;
  • несложная сцепка.

По грузоподъемности и маневренности прицепы проигрывают.

Перевозки на магистралях с использованием полуприцепов экономически выгодны при доставке товаров от 10 тонн. Грузы с меньшим весом целесообразно перевозить прицепами.

Российские производители прицепной техники для грузовых и большегрузных машин

Фото самосвального полуприцепа Тонар

Отечественные предприятия выпускают прицепную технику различных направлений. Это самосвальные, тентовые, бортовые прицепы и полуприцепы, вертикалы, контейнеровозы, тралы и другие спецприцепы.

На автомобильном рынке России представлена техника производителей:

  • ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» производит полуприцепы общего назначения. Для сборки приобретаются импортные комплектующие. Техника отличается от западной только ценой.
  • Машиностроительный завод «Тонар» при производстве прицепной техники использует облегченные стали. Благодаря новым технологиям вес агрегатов значительно уменьшился. Полуприцепы оборудованы манометром, системой противоскольжения InstaChain.
  • ООО «Нефтекамский автозавод» из республики Башкортостан выпускает бортовые шаланды, цистерны, прицепы общего назначения. Конструкторы компании создали трехосный полуприцеп-самосвал ППС-К-33 с грузоподъемностью 33000 кг и опусканием кузова за 45 с. Пол и стены изготовлены из российской стали, борта — из импортной.

Зарубежные производители прицепов и полуприцепов для фур, тягачей, грузовиков

Фото полуприцепа Kogel Novum

На дорогах России всё чаще встречаются модели иностранного производства. Особенно это касается фур. Среди производителей:

  • Krone Nutzfahrzeuge производит шторно-бортовые полуприцепы с увеличенными размерами — Krone Profi Liner 16,5 м. Благодаря обтекаемой форме экономия составляет до 5% топлива. Модель рассчитана на транспортировку груза объемом до 110 м3, а загружать полуприцеп можно сверху, сбоку и сзади.
  • Schmitz Cargobull специализируются на рефрижераторах и изотермических фургонах. Оцинкованные детали рамы имеют болтовое или клепаное соединение. Такая технология используется в авиастроении. Кроме того, компания поставляет шторные, тентованные, самосвальные полуприцепы и является одним из ведущих игроков на рынке Европы, включая страны СНГ
  • Kögel Trailer. Выпускают шторные полуприцепы и контейнеровозы с цельносварным основанием. Рама проходит термическую антикоррозийную обработку с полным погружением. Предусмотрена замена основных узлов в полевых условиях.

Более подробный обзор и сравнение одноклассников различных производителей публикуются в отдельных статьях.

Автор: ТЕХНОmagazine

Добавить комментарий