Особенности производства техники в Китае

Китайская строительная техника прочно закрепляется на нашем рынке. Если раньше первостепенное значение имела цена, то сейчас покупатели стали обращать внимание на качество и сервис. И вот тут начали происходят интересные вещи.

Экспортный вариант выгоднее

В СССР существовало правило: поставлять на экспорт лучшее. Если сравнить машину экспортного исполнения и для внутреннего рынка – это будут два разных авто в одной оболочке. Так и с китайской техникой.

Два российских предприятия закупили, казалось бы, абсолютно одинаковую технику. Причем даже одной марки. Но у разных поставщиков и по разным ценам. Естественно, предприятие, купившее технику дешевле, «ликует» — пусть немного, но сумели сэкономить! Кто и где сэкономил, становится ясно позднее. Более дешевая машина начинает ломаться каждую неделю, а то и чаще; обнаруживается, что вместо металлических труб стоят пластиковые. Там не докрутили, тут не доделали…. На вопрос продавцу, «а что вы хотите – китайская техника».

Однако второе предприятие, купившего машины у официального дилера, такие проблем не испытывает. Почему так происходит?

Всемирная фабрика

Коммунистический Китай во многом похож на Советский Союз: те же соцсоревнования, плановая экономика, двойные стандарты. Благодаря более открытой экономике, притоку иностранного капитала и технологий, а также мощной государственной поддержке, китайские предприятия стали создавать совместные производства и выпускать различную технику. Можно сколько угодно рассуждать о том, что та или иная машина — это копия устаревших моделей Komatsu, CAT, Volvo, MAN и др. Отрицать, что КНР становится одной из ведущих стран-производителей строительной и грузовой техники, уже никто не может.

Китайские компании хоть и поставляют оборудование на Российский рынок – открывать представительства по примеру западных производителей не торопятся. Работа строится через фирмы-партнёры. И если крупные производители предпочитают работать с одни основным партнёром, средние и особенно небольшие заводы предоставят «бумажку» со статусом дилера любому покупателю. Это очень наглядно было видно на выставке СТТ 2022, когда грузовики одного китайского производителя представляли сразу два (или даже 3) «официальных представителя».

Российский рынок для китайских производителей – капля в море. И хотя многие присутствуют на нём уже более 15 лет, продвижение машин и оборудования по-прежнему лежит на плечах местного партнёра. В большинстве случаев.

Если техника официально поставляется в Россию, она укомплектована документацией на русском языке. Часто, завод изготовитель готов предоставить каталоги и инструкции по ремонту, также переведенные на русский. Гарантийные обязательства китайские производители выполняют.

Порядок и дисциплина

Техника Китая – кто и как производит

Ещё до пандемии, редакция ТЕХНОmagazine посетила несколько предприятий на территории Поднебесной. Стоит отметить, что на всех заводах во всех помещениях, где мы побывали, царят чистота и порядок. Везде развешены плакаты и лозунги, призванные поднять моральный дух работников и повысить трудовую дисциплину. При заводе есть столовые и рестораны, в которых питаются сотрудники. Во время обеденного перерыва можно увидеть рабочих, играющих в бадминтон, пинг-понг или бильярд.

Рабочий день 8 часов плюс перерыв на обед. Официально выходных два. Но некоторые работают и в субботу. При поступлении крупного заказа завод готов перейти на работу в три смены. Как сказали нам на одном предприятии: «Это можно, Пекин далеко…».

Ещё, в отличие от России, в Китае нет понятия «отпуск». Огромное количество населения ведет к избытку рабочей силы. Это, естественно, приводит к тому, что сотрудники «держатся» за свои места. Как говорилось в старом советском фильме — одиноким предоставляется общежитие. Семейные работники живут в отдельных квартирах.

Однако всё сказанное выше касается только рабочего персонала. С высококвалифицированными сотрудниками на китайских предприятиях тоже очень сложно. Часто китайские компании прибегают к найму иностранных специалистов, у которых потом перенимают опыт. Думаю, ситуацию на рынке высококвалифицированных специалистов не только в Китае очень точно передает фраза господина Liu Yunhe — директора отдела сбыта по РФ компании LOVOL FOTON: «Хороший специалист — как красивая и умная девушка: их мало!».

Китайская подделка

Город Сюйчжоу иногда называют «супермаркетом строительной техники». Свои представительства в Сюйчжоу имеют не только китайские, но и международные предприятия. Пока мы ехали от гостиницы к заводоуправлению, видели экскаваторы VOLVO, погрузчики Komatsu, а также другую технику. В городе можно приобрести практически любую строительную технику.

Автокраны XCMG

Вместе с тем еще одной проблемой крупных китайских компаний, так же, впрочем, как и компаний любой страны, является контрафакт. Да-да, китайские производители страдают от подделки своей продукции. Например, как нам рассказали в XCMG, они проводили ряд мероприятий по выявлению поддельной продукции. В результате было отмечено пять случаев незаконного производства погрузчиков под маркой XCMG только в городе Сюйчжоу (Xuzhou).

По словам представителей заводов, особенно остро эта проблема стоит в приграничных городах. Самое безобидное — это поставка на экспорт техники, предназначенной для внутреннего рынка. И если в южных регионах такие машины ещё будут работать, то для условий суровой российской зимы они не предназначены.

А еще отмечены случаи, когда на технику неизвестного производства просто наносится логотип крупного производителя. В итоге техника «гаражной» сборки поставляется под видом (и по цене!) известной китайской марки. К сожалению, отличить такую технику несведущему человеку практически невозможно.

Ещё неприятные случаи бывают из-за трудностей перевода. Большая часть заводов XCMG расположена в городе Сюйчжоу. Этот город находится в 650 км к северо-западу от Шанхая. Его произношение очень созвучно с другим китайским городом — Сучжоу. При написании на английском они отличаются только первой буквой — Xuzhou и Suzhou соответственно. Как рассказали нам представители завода, некоторые клиенты ищут завод в Сучжоу, который находится в 84 км от Шанхая в том же направлении.

До пандемии проблема усугублялась при самостоятельной поездке на завод. Дело в том, что скоростной поезд, на котором до завода ехать более четырех часов, первую остановку делает именно в Сучжоу.