Анализ расходования ГСМ – основа эффективной работы

Анализ расходования ГСМ – основа эффективной работы

С начала нового тысячелетия стали интенсивно использоваться системы контроля работы транспортных средств. Одним из основных видов контроля является анализ расходования ГСМ.

Суть проблемы контроля ГСМ

В советское время, когда автомобили, запчасти, ГСМ, в т. ч. и топливо, распределялись на предприятия централизованно, а само горючее стоило сущие копейки, проблема экономии топлива вообще отсутствовала. Полноценный учет ГСМ не велся еще и по причине значительного отставания СССР в области распространения методов учета и планирования с помощью ЭВМ.

Прежние подходы благополучно перешли в новые условия хозяйствования, а катастрафическое положение с выплатой зарплаты привело к тому, что водители стали повсеместно сливать топливо. Способствовали этому и нормативы расхода, которые были завышены, иногда значительно. Работать на машине и не иметь «левой» солярки – многие водители воспринимали как «нонсенс».

Справедливости ради надо заметить, что хищения горючего являлись очень распространенными преступлениями среди водителей многих стран, включая США. По оценкам американских экспертов, до введения на предприятиях программ Fleet management (управление автопарком), с помощью которых устанавливается контроль электронными средствами за расходом топлива и перемещением транспортных средств, убыток от хищений ГСМ составлял примерно 1,5% оборота средней транспортной компании. Было также выявлено, что 81% хищений топлива в Штатах осуществлялся обыкновенным сливом топлива из топливных баков, а примерно 19% воровства происходило при помощи махинаций с документами, чеками или топливными картами. Примечательно, что, как оказалось, большая часть нарушителей – водители и служащие муниципальных и государственных предприятий.

В развитых странах запада повышение эффективности производственной деятельности транспортных компаний давно является вопросом выживания в условиях жесточайшей конкуренции. А если учесть, что в современных условиях затраты на ГСМ могут составлять до 40% от суммы всех расходов на эксплуатацию транспорта, то становится ясно, почему проблема контроля расхода горючего стоит так остро.

Российская автотранспортная отрасль, по оценкам аналитиков, является одной из самых консервативных. И все же жизнь заставляет корректировать производственные подходы. Отчасти, внедрению в России современных методов контроля работы автотранспорта мешает существующая законодательная база. Сегодня, даже если на предприятии организована электронная система получения данных о подотчетных транспортных средствах, при списании ГСМ, в бухгалтерских документах, по которым насчитываются суммы налогов, используются нормы в соответствии с Рекомендациями Минтранса АМ-23-Р от 14.09.2008г., а значения пробегов и моточасов берутся из данных, внесенных в путевые листы.

В Рекомендациях Минтранса для объективной оценки расхода топлива предписывается применять около 30 различных коэффициентов, характеризующих различные условия эксплуатации. Если машина в течение смены работала в различных условиях, то и расход топлива диспетчер должен рассчитывать отдельно для каждого этапа работы. А если таких машин десятки, а диспетчер один? Или недобросовестный диспетчер возьмет и применит поправочный коэффициент 20%, учитывающий езду в густонаселенном городе, в то время как автомобиль двигался по трассе и применение коэффициента не предусмотрено? Вот и получается, что при ведении учета расхода топлива с использованием коэффициентов закладывается изначально возможность ошибок, как неумышленных, так и сознательных.

Простейшие методы контроля

Конечно, все методы уменьшения расхода топлива в компании, так же, как и расходов на приобретение топлива, не будут эффективны, если не организовать учет, начиная с первичных документов. Самый «простой» метод – контроль объема закупаемого топлива и сопоставление его расхода с показателями счетчиков километража или моточасов транспортных средств. Финансово это менее затратно, но плане трудозатрат…

Нужно терпеливо разбираться со счетами и данными пробегов по каждой машине, анализируя и сопоставляя данные. Если проявится завышенный расход топлива у кого-то из водителей надо детально разбираться с его заправочными документами. А может и обратить внимание на манеру его вождения. Свидетельством агрессивного стиля вождения, например, обычно являются частые поломки, повышенный износ шин и, конечно, перерасход топлива.

Существуют, безусловно, и объективные причины повышенного расхода. Например, работа, связанная с частыми остановками либо езда на пониженных передачах. Установлено, что эксплуатация техники в карьерах, на полях увеличивает расход топлива до 20%, а в распутицу расход может вырасти на 35%. С другой стороны, при движении по автомагистралям с улучшенным покрытием расход топлива может быть на 15% ниже расчетного.

0kg9usnr.jpg

Несколько облегчает учет использование пластиковых топливных карт для заправки транспорта. Во-первых, отпадают наличные расчеты, сами по себе подталкивающие к воровству. Во-вторых, предприятие-клиент и поставщик ГСМ могут договориться о предоставлении владельцем заправок ежемесячного отчета о датах, времени и заправляемых объемах машин клиента, а диспетчер для контроля должен будет сопоставить эти данные с данными путевых документов водителей.

Обязательная установка с 2012 года тахографов отчасти облегчела учёт и контроль за водителем. Но эти приборы призваны больше контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителя. Тахограф – прибор, учитывающий скорость, время в пути, пройденное расстояние. Он лишь косвенно осуществляющий контроль топлива.

Для контроля водитель, по прибытии в парк, сдает тахограмму диспетчеру, на тахограмме фиксируется скорость и пройденный километраж за смену. Лишние километры не припишешь, спидометр тоже не покрутишь. Но перерасход топлива, возникший, по словам водителя, из-за простоя в пробке, перегруза или «очень плохой» дороги проверить невозможно, а это, порой, в больших автопарках десятки и сотни лишних литров. Но существуют значительно более эффективные средства учета.

Специальные системы контроля топлива

Если обычный штатный датчик уровня топлива имеет погрешность 10%, иногда даже 20%, и нередки случаи, когда он вообще выходит из строя, то датчики LLS или Стрела, например, фиксируют количество топлива в баке с точностью до 1%. К томуже, производители уверяют, что они отличаются надежностью и долговечностью.

Конечно, создать датчики – одно. Но топливо совершает при движении колебательные движения, т. е. уровень всё время меняется. И настроить датчик надо так, чтобы при стоянке на подъёме или спуске объем топлива был зафиксирован верно. Современные приборы учёта устанавливаются на бак, фиксируют с определенной периодичностью уровень топлива и преобразует полученные данные в цифровой файл. Для датчика безразлично, какой вид топлива находится в баке, форма и глубина самого бака тоже не влияет на точность показаний. Как и температура содержимого.

Но датчик сам по себе не предотвратит кражи топлива. Поэтому следующим этапом развития систем контроля было создание блока-накопителя информации, в котором фиксировались бы все процессы в топливом баке, а также время, в которое они происходили.

Кроме расхода топлива система накапливает данные о параметрах работы транспортных средств и спецтехники. А диспетчеру достаточно снять информационный блок, либо подключиться к нему, не снимая с машины, и считать информацию на ноутбук. Если сливалось топливо, либо был заправлен объем меньше заявленного водителем, либо техника длительное время простаивала с заглушенным или работающим двигателем,– все будет отражено в информации, по часам и минутам.

Точная фиксация имеющегося горючего в баке – информация очень нужная и важная. И не только для пресечения хищений топлива.

Например, американская Carrier Transicold, одна из крупнейших компаний в мире по производству рефрижераторов и регистраторов температуры, разработала ультразвуковые датчики для рефрижераторных установок, которые предупреждают водителя о низком уровне топлива в баке и необходимости принятия срочных мер для предотвращения отключения компрессоров охлаждения.

Информативность постоянно растет

Развитие систем контроля имеет два направления: трекинг и мониторинг. Описанная выше система относится к трекинг-системам. Их сегодня много. Электронные датчики уровня топлива стали включать в системы, которые фиксируют всё, что происходит с горючим: место, время и объем заправки, а также те же параметры в случае слива горючего. Существуют даже датчики, фиксирующие качество заправленного топлива, а точнее, наличие в нем воды. Но для анализа работы крупного транспортного предприятия этих данных всё равно не достаточно.

Да и большинство небольших компаний стараются применять он-лайн системы, позволяющую получить доступ к информации с любого компьютера или смартфона. Контролируются не только заправки и расход топлива. С помощью цифровх технологии владельцы автопарка получили возможность оперативно отслеживать пробег, скорость, местоположение, время стоянки и время движения. А в некоторых случаях даже подъем кузова, открывание дверей, включение зажигания.

Такие системы сообщают в он-лайн режиме всё о расходе топлива, местоположении транспорта и работе техники в целом. Это способствует ведению грамотного управленческого учета на предприятии. Повышает его эффективность и доходность.

Круг разработчиков телематических систем постоянно растет. Активно включаются автопроизводители, понимающие важность получение оперативной информации для владельцев. Причём это выгодно не только покупателям транспорта, но и производителям – они предоставляют доступ к получаемым данным на возмездной основе, а значит повыщают и свою прибыль.

Николай Днепров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector