Какими устройствами безопасности оснащены грузоподъёмные краны
Механизированные подъёмно-транспортные операции требуют неукоснительного соблюдения правил безопасности (нормативы ГОСТ 34463.1-2018). Помочь оператору грузоподъёмной машины призваны приспособления, проверка исправности которых – одно из условий безопасной эксплуатации техники.
Содержание статьи
Системы защиты грузоподъёмных кранов
Различают специализированные устройства безопасности и вспомогательные узлы. При неудовлетворительном состоянии этих узлов работа возможна ограниченное время, и при условии, что приняты альтернативные меры предосторожности. Приборы безопасности грузоподъёмных кранов не должны подменять собой субъективные решения оператора.
К средствам защиты относятся:
- Индикаторы уровня (кроме портальных и плавучих кранов на баржах, судах или понтонах).
- Стреловые упоры (исключая устройства с гидравлическим приводом).
- Системы блокировки тормозов и остановов.
- Встроенные удерживатели на гидравлических домкратах и стабилизаторах выносных опор.
- Зажимы, упоры для оборудования на рельсах (кроме портальных агрегатов).
- Звуковые сигнализаторы встроенного типа, доступные для крановщика.
Аппаратура управления кранами разных типов относится к двум категориям, в зависимости от продолжительности безотказной работы до следующего осмотра или ремонта. Для вспомогательных приборов безопасности категории I интервалы между осмотрами/проверками составляют семь календарных дней. Для изделий категории II предельный диапазон эксплуатации без контроля не может превышать 30 календарных дней.
Обратите внимание! За соблюдением сроков регламентного обслуживания следит специалист, имеющий профильное образование.
Категория I приборов и устройств безопасности грузоподъёмных кранов представляет следующую аппаратуру:
- Устройства ограничения подъёма;
- Электромеханические лимитатеры вылета стрелы;
- Автоматические антиблокирующие агрегаты;
- Средства защиты от двойной блокировки (исключение – краны с решётчатыми конструкциями, а также машины с грейферами, магнитной шайбой, ковшовые).
Оперативные средства, которые входят в категорию II:
- Контроллеры угла/вылета стрелы;
- Датчики угла гуська;
- Индикаторы длины телескопической стрелы, когда номинальная грузоподъемность зависит от её длины;
- Системы для взвешивания грузов;
- Автоматической защиты от перенапряжения привода;
- Корректировщики грузового момента;
- Датчики положения выносных опор или стабилизаторов (для мобильных кранов);
- Индикаторы вращения барабана наматывателя, если визуальный контроль невозможен с рабочего места крановщика.
Размещение приборов и устройств, обеспечивающих безопасную работу башенного крана:
- Прибор сигнализации и отключения крана вблизи линий электропередач.
- Анемометр.
- Датчик усилий ограничителя грузоподъемности.
- Датчик ограничителя угла подъема стрелы.
- Концевой выключатель ограничителя высоты подъема крюка (груза)
- Звуковой сигнал
- Концевой выключатель ограничителя поворота башни
- Панель сигнализации ограничителя грузоподъемности
- Релейный блок ограничителя грузоподъемности
- Концевой выключатель ограничителя передвижения крана
- Инвентарная путевая линейка
- Тупиковые упоры
- Противоугонные устройства
Защитные системы мостовых кранов
Приборы и устройства безопасности мостовых кранов необходимы для безопасного перемещения грузов по производственным участкам. Визуальный контроль всей зоны обслуживания производится с рабочего места. В цехах горячей обработки это невозможно из-за установленных станков, выделений избыточного тепла и дыма. Поэтому совершенствованием средств защиты, возможно, установить и повышенную безопасность обслуживания мостовых кранов.
Сложные участки — железнодорожный ввод, где двигающийся с вагонами локомотив затрудняет наблюдение из кабины крановщика, а также действующие подъёмники вертикального типа, устанавливаемые у рабочих мест.
Стоит перечислить средства управления рассматриваемыми устройствами:
- Подключённые к цеховым компьютерам беспроводные датчики удалённого мониторинга и диагностики.
- Автоматизированные приводы для контроля интенсивности движения.
- Дистанционное управление.
- Системы предотвращения столкновений (для цехов с двухуровневым расположением подъёмно-транспортного оборудования).
- Детекторы перегрузки и положения.
Агрегаты оснащаются страховочными тросами и дорожками, назначение которых заключается в предохранении людей от падения с высоты. Они прокладываются на безопасном расстоянии вдоль троллѐй, чтобы гарантировать счастливый билет на жизнь даже практиканту ПТУ.
Указанные системы обязательны, если предельная высота работ:
- 1200 мм – промышленность;
- 1500 мм – судостроение;
- 1800 мм – строительство;
- 2400 мм – перегрузочные операции в портах и на станциях.
Защитные устройства на мобильных кранах
Номенклатура и тип предохранительного устройства на кране автомобильном (обязательный перечень):
- Контроллер от перегрузки.
- Ограничитель хода.
- Предохранительные устройства.
- Аварийные приспособления.
- Механизмы, предотвращающие опасное действие на окружающую среду.
При конструировании и тестировании новой модели должны соблюдаться стандарты безопасности. Нужно проверить работу защитных механизмов. Эксплуатация доверяется опытным специалистам (подобные виды услуг закладываются в договоры на поставку).
Ограничитель крутящего момента, имеющийся на агрегате – это усилитель деформации, в котором используется дугообразная стальная пластина. Она преобразует продольную деформацию верхнего пояса в поперечную деформацию стальных пластин. В результате гибкий контакт исполняет противоперегрузочную и противоамплитудную функции.
Ограничитель подъёмного веса представляет собой силоизмерительное кольцо, жёстко связанное с направляющим роликом подъёмного троса или плунжера. При изменении нагрузки кольцо деформируется и подключается к различным управляющим триггерам.
Ограничитель веса решает две основные задачи:
- Определяет скорость подъёма блока, когда нагрузка достигнет заданного значения;
- Отключает мощность подъёмной цепи, если усилие превышает значение, допустимое для данной конструкции.
Действие всех защитных устройств направлено на то, чтобы автокран поднимал лёгкий груз на высокой скорости, а тяжёлый груз – на низкой. В случае перегрузки привод незамедлительно отключается.
Регламентные операции по обслуживанию техники выполняются структурами, которые располагают нужными измерительными и испытательными технологиями.
Автор: ТЕХНОmagazine