Самый большой гусеничный тягач в мире – космические технологии доставки
Хрестоматийными стали кадры доставки ракеты к стартовой позиции на космодроме Байконур. Огромную "сигару" носителя космических аппаратов везут на специальной железнодорожной платформе, естественно, в горизонтальном положении. Но то, что нам кажется привычным и само собой разумеющимся, вовсе не показалось таковым в стране, где космонавтов зовут астронавтами. Наверняка не все у нас знают, что в США космическую ракету носитель и челнок "Shattle" предпочитают доставлять на старт… вертикально, причем на специально разработанном, самом большом в мире гусеничном тягаче Crawler Transporter Marion.
Содержание статьи
Плюсы мобильности
Американцы не сразу пришли к такой схеме транспортировки, рассматривались и "горизонтальные" варианты, в том числе аналогичный нашему железнодорожный и доставка ракеты…на барже по воде, по специально прорытому каналу. Благо запуск космических челноков осуществляется со стартовой площадке, которая располагается на побережье Атлантического океана, на мысе Канаверал. Но в итоге победил "мобильный метод", важным составляющим которого стал супер-тягач. Прежде чем рассказать об этой во всех отношениях уникальной машине, стоит выяснить, почему в NASA пошли таким нестандартным путем.
Принятая в США технология доставки ракеты и подготовки к старту, по мнению специалистов NASA, обладает целым рядом преимуществ. Позволяет увеличить пропускную способность стартового комплекса (СК) за счет сокращения времени пребывания ракеты-носителя на стартовой позиции (СП) и обеспечить гибкость планирования запусков, а также до минимума сократить технологическое оборудование, стационарно установленное на СП. В результате задержка или отмена старта не сказывается на последующих запусках, поскольку уже подготовленную ракету можно временно отправить на хранение на техническую позицию (ТП),которая на космодроме Канаверал находится на расстоянии 5,6 и 6,4 километра от мест старта: позиций оборудовано две, что позволяет производить запуски с интервалом всего в пять суток. А готовят ракету-носитель к старту на технической позиции в специальном здании вертикальной сборки высотой 160 и длиной 218 метров. Примечательно, что в США ракету собирают "стоймя". Это различие — традиционное и вызвано в основном климатом: в благодатной Флориде сборку ракеты-носителя изначально вели непосредственно на месте старта. В степях Капустина Яра, где был построен первый советский ракетный полигон, и на Байконуре выполнять такую работу на открытом воздухе, особенно зимой и при сильных ветрах, мягко говоря, затруднительно. Поэтому у нас ракеты собирают в горизонтальном положении, для этого и столь высоких ангаров не требуется….
Но вернемся на мыс Канаверал. Удаленность технической позиции от стартового комплекса на безопасное расстояние существенно упрощает проблему защиты людей и оборудования от воздействия ударной волны при возможном взрыве ракеты-носителя. Не надо защищать ракету на старте и от непогоды: если метеопрогноз неблагоприятный, ее можно прямо на стартовом столе вернуть обратно на ТП.
Но есть и обратная сторона медали. Скорость перевозки горизонтальной ракеты на космодроме Байконур выше. Сами американцы к недостаткам своей технологии относят разделение по времени проведения подготовительных и предстартовых операций, а главное – необходимость создания уникального по своим характеристикам супертягача и прокладки специального транспортного пути для него. Зато благодаря такому "недостатку" Книга рекордов Гиннесса получила столь необычного героя и даже в двух экземплярах.
Ганс и Франц
Машину с прозаическим названием Crawler Transporter ("Гусеничный транспортер") спроектировала и построила американская компания Marion Power and Shovel. Первый Crawler был готов к ноябрю 1964 года. А всего по заказу NASA построили два таких монстра стоимостью в 14 миллионов долларов каждый, причем оба они и сейчас в строю. Эти 8-гусеничные тягачи Мэрион впечатляют размерами: длина транспортёра 40 метров, ширина — 34,5, а высота 12 метров. Изначально они создавались для транспортировки ракет Сатурн 5 на стартовую площадку космодрома. Вес тягачей вместе с таким грузом – 8165 тонн! Теперь они используются для доставки на старт космических челноков. Шутники из NASA дали гусеничным "малышкам" трогательные имена собственные – Hans (Ганс) и Franz (Франц). Думаю, не случайно – немецкие: в 1947 году американцы перевезли в США отца немецкой ракетной техники Вернера фон Брауна, под руководством которого и была создана ракета "Сатурн", доставившая в 1969 году человека на Луну.
Тягач номер один
Эту огромную и сверху плоскую, как блин, многогусеничную машину часто именуют самым гигантским транспортером в мире. До 1978 года это было именно так, пока не появился фантастически огромный роторный экскаватор Bagger 288. (О Bagger 288 можно так же прочитать в ТЕХНОmagazine июль 2008). Но, на наш взгляд, приоритет американца в своем классе сохраняется. Ведь, хотя Bagger и превосходит Crawler по весу и размерам, экскаватор – совершенно другая по назначению машина, которая везёт лишь сама себя, то есть является самой большой самоходной системой. А в классе тягачей, перевозящих груз, у Crawler (Мэриона) вот уже полвека нет конкурентов.
"Мэрион" везет Шаттл на огромной мобильной стартовой платформе, с которой челнок и будет подниматься в космос. Вес этой платформы – 4190 тонн. Вес самого шаттла, с пустым внешним баком и двумя твердотопливными ускорителями – примерно 1300 тонн. Итого тягач несёт на себе почти 5,5 тысяч тонн. Собственный же вес гусеничного транспортера составляет примерно 2,5 тысячи тонн.
Создавалась эта машина ещё для лунной программы. Более того – сами стартовые площадки и даже стартовые сооружения, с которых и сегодня запускают шаттлы, это те самые, что обеспечивали полёты ракет "Сатурн 5", хотя и в значительной степени переделанные. Так, например, в стартовой платформе, которую везет Marion, поменяли расположение окон, через которые вырываются вниз газы от двигателей. Но платформа всё та же, с которой корабли "Аполлон" стартовали к Луне. Но если лунная программа США уже стала историей прошлого века, почти легендой, то Crawler уверенно въехал в новое столетие: "Ханс" и "Франц", несмотря на возраст "олдтаймеров", по-прежнему способны соответствовать современным задачам и неизменно вызывают большой интерес у всех, кто видит их впервые. Конечно, их ремонтируют, меняют электрику и электронную начинку, после чего железные парни продолжают таскать на плечах многотонные челноки.
Сам себе электростанция
Как же действует эта конструкция? Супер-тягач ползет на восьми одинаковых гусеницах, сгруппированных по две в четырех тележках. Гусеница имеет высоту 3 метра, длину 12 метров и состоит из 57-ми стальных башмаков – траков – весом немногим менее тонны каждый.
Несмотря на то, что передвигаются тягачи по хорошим "дорогам", траки всё равно приходится периодически меняют – так велик вес груза и нагрузка.
Интересно, что в отличие от всё того же немецкого "Баггера", американский тягач "Marion" автономен: источник энергии для них не внешний, а находится в самой машине. У этого гусеничного гиганта дизель-электрическая трансмиссия, подобная той, что уже полвека работает на тракторах ЧТЗ ДЭТ-250. Питание осуществляется при помощи дизель-электрической установки: два дизельных двигателя мощностью 2750 лошадиных сил каждый питают четыре мегаваттных генератора, расположенных в недрах прямоугольного плоского корпуса тягача. Те, в свою очередь, передают энергию 16-ти электромоторам мощностью 375л.с. каждый, которые и приводят в действие гусеницы этого "малыша".
Но и это еще не всё описание силовой установки "Мэриона": на машине есть два дополнительных 750-киловаттных генератора (с дизелями по 1065 "лошадок" каждый), которые используются для того, чтобы приводить в действие масляные насосы и поднимать пусковую платформу, или регулировать её положение. Плюс ещё два генератора по 150 киловатт, которые подают электричество на саму пусковую платформу.
Медленно, но верно
Космические скорости транспортеру противопоказаны: с шаттлом на борту он развивает 1,6 километра в час (даже при скорости встречного ветра до 122 км/ч). В пути тягач Crawler сопровождает команда из 11 человек. Водитель сидит в одной из двух кабин, расположенных по диагонали на противоположных углах машины. Так что назад аппарат может ехать без разворота. Едет тягач по специальной бетонно-гравийной трассе, общая протяженность ее на космодроме – 10 километров.
Для сохранения строго вертикального положения ракеты-носителя (или всей системы шаттла с баком и двумя разгонными ступенями) при движении транспортера используется гироскопическая система стабилизации платформы, применяемая на межконтинентальных баллистических ракетах "Минитмен". Чтобы не промахнуться, а поставить платформу на место нужно прямо-таки с прецизионной точностью, тягач использует лазерную систему наведения. Когда через пять-восемь часов движения шаттл подъезжает почти к месту старта, машина должна преодолеть 5-градусный подъём.
Транспортёр использует специальную гидравлическую систему, чтобы выдерживать горизонтальное положение платформы – нос челнока не должен отклоняться от вертикали больше, чем на 10 угловых минут.
На месте запуска Crawler поднимает стартовую платформу (вместе с кораблем!) на несколько метров над собой, под неё подводят опоры, и транспортёр выезжает. Налегке он разгоняется аж до… 3,2 километра в час, уезжая подальше от точки старта. После того, как челнок улетит, транспортер возвращается за стартовой платформой и отвозит её в зону ремонта, а позже – обратно на техническую позицию, в здание вертикальной сборки. Чтобы потом снова выехать оттуда через 130-тиметровые ворота с очередным готовым к старту кораблем.
Подобно своим космическим пассажирам наш герой экономичностью не отличается. Дизеля супертягача обладают превосходным " аппетитом" расходуя 355 литров топлива на километр пути. Объём топливного бака на борту, составляет 19 тысяч литров. Нетрудно подсчитать, что на одной заправке Crawler уедет на 53,5 километра. Впрочем, далеко ему ездить и не приходится, он сам, как сухопутный челнок – несколько километров туда, несколько обратно. Но даже при таких расстояниях и скоростях, как подсчитали дотошные парни из NASA, оба транспортера в сумме намотали за время своей эксплуатации 4042 километра! И в музей ветераны не торопятся. Челноки-то всё ещё летают, а значит их необходимо доставлять к месту старта. А там, глядишь, на смену им другие космические аппараты придут. Или американцы с нами новую лунную (марсианскую?) программу затеют. Как бы то ни было, главное, что есть на чем всё это возить. Пока на космодроме во Флориде Гансу и Францу альтернативы нет, и работы им хватит еще не на один год. Значит, в телерепортажах с мыса Канаверал нам непременно покажут в действии эти уникальные машины.