10 советов, чтобы продлить жизнь экскаватору
Часто, владельцы экскаваторов задаются вопросом: почему машина вышла из строя, ведь вроде бы за ней осуществляется надлежащий уход? Ответ кроется в самом вопросе – "вроде бы". Сегодня, мы расскажем о 10 простых действиях, которые помогут продлить жизнь экскаватору и снизить расходы на его содержание.
Кто-то может сказать, что "это и так понятно", "я это прекрасно знаю". Отлично. Знаете. А делаете ли!? Многие простые и, казалось бы, незначительные детали в обслуживании техники могут привести к крупным проблемам с машиной. Или не приведут. Так, например, согласно статистическим данным, причиной более 60% всех неполадок с гидравлической системой экскаватора вызвано некачественным или небрежным обслуживанием. Причём сюда даже не входят случаи использования несоответствующего и/или контрафактного гидравлического масла. Это просто игнорирование простейших норм обслуживания техники. Итак:
- Перед началом работы проверьте уровень технических жидкостей, состояние боковых зеркал и работоспособность камер заднего вида (если они имеются), наличие текущих ошибок системы мониторинга. При наличии ошибки, ответственно подойдите к её устранению. Не относитесь к этому с точки зрения "вчера всё работало нормально". Даже в неработающем экскаваторе может произойти сбой. Особенно в зимний и межсезонный период.
Кстати, о работе в зимний период мы поговорим в следующий раз. Но даже в межсезонье первым делом необходимо слить воду из водоотделителя. Из-за низких ночных температур в топливной системе образуется конденсат, попадание которого в форсунки приводит к коррозии и преждевременному выходу из строя топливной системы экскаватора. - При переезде на новый участок и хотя бы раз в неделю при работе на одном участке проверяйте натяжение гусениц. Для разных условий и типов грунта есть рекомендованное натяжение гусеничной ленты. Чрезмерно натянутая лента способствует повышенному износу траков и ведущего колеса (звездочки).
- Следите за показаниями температуры гидравлического масла. В случае перегрева дайте системе остыть и проанализируйте причину. Если гидравлическая жидкость перегрета, снижается производительность экскаватора, он позже реагирует на действия оператора.
Часто, повышение температуры является следствием использования навесного оборудования, не подходящего под характеристики машины. Если работа с такой навеской осознанный выбор, просто следите за температурой. Помните, перегрев масла в гидросистеме ведёт к повышенному износу деталей. - Не доводите до срабатывания гидравлического клапана ограничения давления. Он настроен на предельное давление и срабатывает из-за перегрузки. Если экскаватор "взвыл", значит, он достиг своих максимальных возможностей. Не работайте на пределе, дайте машине передохнуть, а то быстро "загоните" его.
Резкие движения джойстиком управления, вызывающие ударные нагрузки, постоянное использование полного хода гидроцилиндров, частые перемещения по стройплощадке – всё это нагружает гидравлическую систему экскаватора и повышает интенсивность работы гидронасосов, нагнетая тем самым давление. Управляйте стрелой экскаватора и рабочим оборудованием плавно, без резких движений. Это продлит жизнь машине и позволит сэкономить ваш бюджет. - Когда заклинивают золотники, изнашиваются клапана, рвутся шланги РВД – это говорит о высокой нагрузке на гидравлическую систему экскаватора. Такая ситуация может быть из-за высоких ударных нагрузок, применения различного сменного оборудования и т.д. Когда такие вещи происходят достаточно часто, стоит задуматься о правильности эксплуатации экскаватора, особенно когда речь идёт об импортной машине.
- Кстати о гидравлических шлангах. Их следует регулярно менять, не дожидаясь пока они порвутся или дадут течь. Особенно во время интенсивной эксплуатации. И обращайте внимание на даты изготовления РВД. Их срок хранения не превышает 5 лет, а учитывая условия хранения и эксплуатации, в северных широтах не рекомендуется ставить шланги старше трёх лет.
Периодичность же замены определяется производителем техники. Многие рекомендуют замену рукавов высокого давления не реже чем через 4 000 моточасов.
- Во многих современных экскаваторах есть контроль за состоянием воздушного фильтра. Не стоит проверять уровень его загрязнения и чистить, пока не сработает датчик. Дело в том, что лишние манипуляции с фильтром могут привести к попаданию абразивных частиц в двигатель и привести к его повышенному износу. Лучше контролировать состояние узлов экскаватора через систему мониторинга, предоставленную производителем.
- Заливая масло в гидросистему экскаватора, убедитесь, что оно не имеет примесей, а горловина чистая. Контролируйте, чтоб туда не попала грязь, вода, осадок с бочки. Маслоприёмник оснащён сетчатым фильтром, но он защищает только от крупных частиц. Гидравлика экскаватора имеет замкнутый контур, и фильтрация мелких фракций производится уже на выходе цикла. Поэтому, попавшая со свежим маслом грязь проходит через гидронасос, попадает в распределитель и клапана, забивая их и выводя из строя. Ремонт будет стоить гораздо дороже, чем бдительный подход и качественная смазывающая жидкость.
- Доливайте только ту же жидкость, которая залита в системе, будь то антифриз, моторное или гидравлическое масло. Так, смешивание масел различных производителей может привести к вымыванию присадок, что негативно скажется на смазочных свойствах. А это приведёт к повышенному износу деталей двигателя.
Тоже касается и смешивания антифризов. Они могут вступить в реакцию, в результате чего теряются первоначальные свойства, изменяется температура кипения, затрудняется работа водяного насоса.
Каждый производитель даёт рекомендации по типам и характеристикам жидкостей, исходя из технических показателей машины и для достижения наилучшей производительности. Если хочется сэкономить, можно выбрать аналог, но учитывая, что доля расходных материалов составляет около 5% затрат на владение экскаватором, лучше этого не делать. В любом случае, заливая новую жидкость, стоит заменить её полностью. - Тоже касается расходных материалов и запчастей. Не всегда стоит выбирать более дешёвый вариант, который может выйти из строя в самый неподходящий момент. Особенно это касается элементов гидравлики и, пусть и в меньше степени, ходовой части.
Напоследок хочется напомнить простую вещь – прислушивайтесь к своему экскаватору. Вовремя диагностированная неисправность позволит избежать простоев и снизить затраты на ремонт. А известная пословица, что "хороший стук всегда наружу вылезет" уже не в моде.
Автор: Андрей Соломин