Кольцевые гонки грузовиков

Многие из вас прекрасно знают о ралли-рейде «Дакар», в котором успешно выступает российская команда «КАМАЗ-Мастер». В прошлом номере «ТЕХНОmagazine» (февраль 2012) был опубликован репортаж с прошедшего в январе этого года «Дакар-2012». Но грузовики участвуют не только в рейдах.

Следить за баталиями на трассах Чемпионата Формулы 1 наша страна стала в начале 90-х. Два года назад в жизни отечественного автоспорта произошли кардинальные изменения. Виталий Петров стал первым российским пилотом F1, и впервые у нас прошёл этап кольцевых гонок Европейского Чемпионата гонок на грузовиках под эгидой Международной Федерации Автоспорта (FIA European Truck Racing Championship) – «Российская битва грузовиков» (Truck Battle Russia).

Кольцевые гонки грузовиков

Воочию наблюдать, как мощные шеститонные тягачи проносятся мимо на высокой скорости, могут теперь и российские любители автоспорта. Соревнования проводятся на Смоленском Кольце, и в этом году, 29 июля, «Российская битва грузовиков» состоится вновь.

В прошлогоднем соревновании Truck Battle Russia на Смоленском Кольце приняли участие 13 из 45 зарегистрированных участников. Однако стоит отметить, что и европейские этапы не собирают «аншлагов». Многие команды и гонщики принимают участие только в местных этапах. Так что одновременно на трассе можно увидеть лишь до 30 машин. Это обусловлено тем, что практически все команды – частные. В подавляющем большинстве случаев производители только поддерживают команды технически, а содержание грузовиков, команды механиков и участие в соревнованиях финансируются самими гонщиками и за счёт получаемых спонсорских средств. Поэтому не все могут себе позволить свободно передвигаться по Европе, даже учитывая её не очень большие размеры.

Кольцевые гонки грузовиков

А помнишь, как всё начиналось…

Согласно распространённой среди обитателей паддока легенде, гонки на грузовиках появились благодаря соревнованиям NASCAR и Формуле. В 70-х годах прошлого века водители автопоездов, перевозивших оборудование и гоночные болиды, принимали участие в нанесении так называемого «держака» на трассу – обрезиневали асфальтовое покрытие трека, а, попросту говоря, ездили по трассе. Они отстёгивали «телеги» и, пока команды занимались разгрузкой полуприцепов, выезжали на трек на тягачах. Любой автолюбитель понимает, что ехать просто так по кругу, большого интереса нет. Особенно когда занимаешься этим постоянно. Другое дело посоревноваться с «приятелем по цеху», да ещё когда ваши команды борются за победу в гонке… Так это или нет, ответ на этот вопрос могут дать только «старожилы» автоспорта. Но что-то в этой легенде есть. Ведь проводятся же в наше время соревнования среди болельщиков соперничающих команд. К тому же, появление гонок среди грузовиков произошло примерно в одно и то же время сразу по обе стороны океана.

Кольцевые гонки грузовиков

В зависимости от интересов, финансовых возможностей и изобретательности организаторов гонок, они прошли различные этапы становления. Малоизвестные в нашей стране и проводившиеся в США с конца 70-х гонки «Великая американская серия гонок грузовиков» (Great American Truck Racing Series) были одним из первых любительских соревнований. В них принимали участие мощные американские тягачи Brockways, Macks, Peterbuilts, International. Соревнования проходили на различных автодромах США, причём не только на асфальтовых, но и на земляных покрытиях. Это усложняло условия для пилотов и придавало зрелищности для зрителей, кроме того, делало непредсказуемым исход соревнований. Однако рост цен на топливо и страховки сделал своё дело, и в 1988 году проведение гонок прекратили.

По ту сторону океана

То, что Северная Америка – родина автомобилей, известно всем. Ведь именно там автопром начал своё развитие с подачи Генри Форда. Возможно именно поэтому в США сильно развита индустрия автоспорта. Однако самые известные гонки на грузовых автомобилях проводятся не в Северной, а в Южной Америке, а если точнее, в Бразилии. Эта страна знаменита не только своими футболистами, но и автогонщиками, среди которых легендарный, трагически погибший в 1994 году пилот Формулы 1 Айртон Сенна (Ayrton Senna da Silva).

Кольцевые гонки грузовиков

Отцом-основателем бразильских гонок грузовиков Formula Truck считается Аурелио Батиста Феликс Сантос (Aurelio Batista Felix Santos). Именно он положил начало формированию Чемпионата, проведя, по договорённости с португальским журналистом Франсиско Сантосом (Francisco Santos), 6 сентября 1987 года гонку на Autodromo Internacional de Cascavel. Но первый Чемпионат Формулы Грузовик был проведён лишь почти девять лет спустя, в 1996 году. Он имел утверждённый Бразильской Автомобильной Конфедерацией регламент, а на старт первого этапа вышло 13 грузовиков. Согласно регламенту, гонщики Formula Truck проходят от 30 до 35 кругов в зависимости от длины трассы, хотя в 2006 году им пришлось преодолеть аж 60 кругов, в виду слишком короткого круга на автодроме Сеара (Cearа). По соображениям безопасности, максимальная скорость грузовиков не должна превышать 160 км/час, хотя пилоты способны «выжать» из болидов и 200 км в час. Проверка соблюдения лимита скорости происходит с помощью радаров, установленных в определённых местах трассы, а за нарушение данного ограничения гонщик подвергается наказаниям. Гонки грузовиков в Бразилии чем-то напоминают бразильский карнавал – это всегда праздничное шоу, ярко раскрашенные тягачи, «горячие сражения» на трассе и восхитительные девушки, принимающие участие в этом автомобильном празднике не только как зрители, но и как пилоты.

Европейский Чемпионат грузовиков

В середине 80-х годов XX века в Западной Европе зародилось движение энтузиастов-любителей, которые соревновались на своих личных грузовиках. Правила были предельно просты, а участие делилось, если упростить, на три этапа: оплачиваешь взнос за участие, выходишь на трассу и получаешь призовой фонд, если конечно сумеешь выиграть. Такая доступность притягивала разбирающихся в устройстве грузового автомобиля «Кулибиных», желающих получить «лёгкие деньги» и доказать всем, что его грузовик лучший. Понятно, что побеждал тот, у кого была лучшая техника и навыки вождения. Ни о каком техническом регламенте речи не шло, а соревнования проводились на доступных для всех желающих автодромах.

Кольцевые гонки грузовиков

С 1985 года данные соревнования приобрели официальный статус гонок, проводимых под эгидой Международной Федерации Автоспорта – FIA. Были составлены календарь проведения соревнований и простой технический регламент, разделявший участников на три класса: грузовые автомобили, оснащённые двигателем мощностью до 300 л. с. сформировали класс «А»; грузовики с двигателем от 301 до 360 л. с. – класс «В» и, наконец, тягачи с двигателем мощностью свыше 360 л. с. – класс «С». Наличие электронного управления, конфигурации двигателей и многие другие требования тогда не учитывались. Единственно, максимальная скорость была принудительно ограничена – машины не могли развивать более 160 км/час.

Как любой законодательный документ, технический регламент постоянно меняется ввиду многих факторов – следуя финансовой ситуации, новым веяниям технического прогресса, смещению акцентов технологического развития и т. д. Вот и регламент Европейского Чемпионата грузовых автогонок (FIA European Truck Racing Championship) претерпевал постоянные изменения. Сначала уточнениям подверглась классификация машин. Вместо одного показателя – мощности двигателя – деление на классы стали проводить по рабочему объёму двигателя и полной массе автомобиля. В первый «А» класс отнесли грузовики с почти 12-литровыми двигателями и массой до 5 тонн, класс «B» «вооружили» 14-литровыми силовыми агрегатами и весом 5,5 тонны, а к «ТОПовому» «С» классу – 6-тонные тягачи, у которых объём двигателя 18 500 куб. см.

Такое престижное соревнование не могли обойти своим вниманием автогиганты, выпускающие грузовики. Тем более что многие из них обладали не только мощной производственной и опытно-конструкторской базой, но и опытом построения работы гоночной команды. Тот же Ford участвует во многих чемпионатах как на уровне поставщика моторов, так и на уровне заводских команд. Хотя американскому автопроизводителю ближе была всё-таки Америка, Форд и сейчас сосредоточен на бразильской гоночной серии Formula Truck.

С 1994 года в Европейском кубке (FIA European Cups), как в период с 1994 по 2005 годы назывался Европейский Чемпионат гонок на грузовиках, произошли серьёзные изменения. Зачёт стали проводить в двух категориях – Super Race Trucks и Race Trucks. Это было связано с присутствием на Чемпионате мощных заводских команд, тягаться с которыми частные гоночные «конюшни» были не в силах. С 2006 года регламент был вновь кардинально пересмотрен в сторону частных команд, но влияние основных производителей через техническую поддержку остаётся. С одной стороны, это позволяет автоконцернам развивать техническую базу серийных машин и помогает, в частности финансово, частным «конюшням». Для нас, зрителей, это означает участие большего числа грузовиков в каждой конкретной гонки. Оборотной стороной данной модели взаимодействия является предопределённость борьбы за титул между узким кругом пилотов. Из 45 официально заявленных на Европейские гонки грузовиков Чемпионата прошлого года (FIA European Truck Racing Championship 2011) пилотов, только 12 приняли участие во всех этапах соревнований и ещё четверо пропустили только Российский этап.

Для увеличения зрелищности FIA совмещает некоторые этапы European Truck Racing Championship с гонками других, местных, чемпионатов, в частности Чемпионата Ассоциации британских грузовых гонок (British Truck Racing Association Championship). О некоторых из них мы расскажем нашим читателям в следующих номерах издания.

Роман КОРОТКОВ

Добавить комментарий