Жаркое начало сезона: Первый этап Formula Truck 2012

4 марта в небольшом бразильском городке Нова-Санта-Рита (Nova Santa Rita) стартовал первый этап семнадцатого сезона чемпионата Бразильской и Южноамериканской «Формулы Трак» (Formula Truck) – Гран-при Petrobras. Об истории создания чемпионата журнал «ТЕХНОmagazine» уже писал в прошлом номере. Однако хочется напомнить, что «Формула Трак» – это соревнования на тягачах, которые проходят в Бразилии. Первый чемпионат состоялся относительно недавно, в 1996 году. Хотя началом его создания считается 6 сентября 1987 года, когда была проведена первая бразильская гонка среди грузовиков на трассе Autodromo Internacional de Cascavel в Парана. Эта гонка, на которой набралось 35 гонщиков, была названа «Бразильский Кубок Грузовиков». Она должна была служить в качестве теста и призвана установить рамки безопасности новых типов гонок. Потом были несчастные случаи, разочарования, взлёты и падения, но в итоге, в 1996 году, был проведён первый чемпионат с определёнными правилами, утверждёнными Конфедерацией Бразильского Автоспорта. Первый этап того сезона официально состоялся в Гуапоре, Риу-Гранди-ду-Суле в Бразилии и собрал 13 тягачей. Всего же бразильский чемпионат включает в себя десять этапов. С 2010 года организаторы объявили о создании Южноамериканского чемпионата. Он проводится в рамках «Формулы Трак», но в его зачёт попадают только четыре этапа.

Первый этап Formula Truck 2012 

В этом году на чемпионатах представлены шесть производителей гоночных тягачей: Iveco, Mercedes-Benz, Volkswagen, Volvo, Scania и Ford. К слову сказать, Ford в конце прошлого года представил новую версию гоночного грузовика, специально подготовленного для участия в Formula Truck 2012. Произошло это на выставке Fenatran 2011, проходящей в Бразилии. Новый болид построен на базе Cargo 9332. Мощность его шестицилиндрового мотора Cummins объёмом 9,3 литра составляет 1170 л. с. Из изменений стоит отметить уменьшенный дорожный просвет и сниженную на две тонны массу тягача. Разумеется, в кабине установлены специальное гоночное кресло и руль, а также каркас безопасности. Такой решительный шаг был сделан с целью покорения Бразильского чемпионата. В последние несколько лет в соревнованиях безоговорочно лидирует немецкий Volkswagen, и чтобы потеснить его, командам придётся приложить немало усилий. В сезоне-2011 Ford смог вплотную приблизиться к нему только в Южноамериканском чемпионате, а в основном первенстве «Формулы Трак» лучший из «фордов» занял только восьмое место.

Первый этап Formula Truck 2012 

В этом году в Чемпионате участвует только два грузовика Ford. Единственную команду, выступающую на болидах этого производителя – DF Motorsport, – возглавляет, как и в прошлом году, Данило Дирэйни (Danilo Dirani). В качестве пилота второго болида за рулём «форда» этот чемпионат начал дебютант Педро Гомес (Pedro Gomes). Для него это первый полный сезон Formula Truck. Начавшая в прошлом году на Ford команда AJ5 Motorsport во главе с пилотом Адальберто Джардимом (Adalberto Jardim) пересела на Volkswagen ещё в прошлогоднем сезоне.

 Первый этап Formula Truck 2012

Победитель чемпионата Бразильской Formula Truck 2011 года – Филипе Гиаффоне (Felipe Giaffone), выступающий за команду РМ Компетикос (RM Competições), – по-прежнему остаётся верен Volkswagen. За эту же команду выступает и единственная в Чемпионате женщина – Дебора Родригез (Debora Rodrigues). На первом этапе Чемпионата прошлого года ей удалось занять четвёртое место. Вообще, состав команды RM Competições, которая, кстати сказать, остаётся самой многочисленной, выставляющей на гонку сразу четырёх пилотов, практически не претерпел изменений. Исключение составляет только Валмир Бенавидес (Valmir Benavides), завоевавший в прошлом году бронзовую медаль «Формулы Трак», уступив всего одно очко Жеральдо Пикьюэту (Geraldo Piquet) на Mercedes-Benz. Он покинул команду и теперь выступает за Scuderia Iveco.

Но вернёмся на трассу. Велопарк (Velopark), где прошёл первый этап Formula Truck – Гран-при Petrobras – является современным автоспортивным центром, открытым в 2010 году. Трасса Velopark состоит из девяти поворотов и двух больших прямых, длина круга составляет 2278 метров. Как и во многих кольцевых автогонках, стартовые места в «Формуле Трак» распределяются по итогам квалификации, которая проходит накануне гонки в субботу. До неё, в пятницу и субботу, командам даются четыре часовые сессии для поиска оптимальной траектории, тренировок и настройки машин. В пятничных заездах лучшее время на круге показал Роберваль Андрэйди (Roberval Andrade) из Ticket Car Corinthians Motorsport. Он сумел проехать круг на своей Scania за 1 минуту 9 и 587 тысячных секунды. Андрэйди признался, что он ожидал хороший результат, так как они «объезжали этого жеребца» на предсезонных тренировках и оптимизировали большинство систем. «Поэтому я предполагаю, что не должен значительно улучшить свой результат завтра на квалификации», – заявил он. Однако в субботу, во время третьей свободной практики, лучшее время показал Бето Монтейро (Beto Monteiro) на Iveco. Он же выиграл квалификацию и занял поул с результатом 1.09.343. Следом за ним на стартовой решётке расположился Роберваль Андрэйди, уступивший ему 328 тысячных секунды.

Первый этап Formula Truck 2012 

Кристиан Фиттипальди (Christian Fittipaldi) на «мерседесе», заменяющий Жеральда Пикьюэта (Geraldo Piquet), временно выбывшего в результате несчастного случая в прошлом году, показал неплохие результаты и по итогам квалификации занял пятую стартовую позицию. «Я очень рад и удивлён. Никогда не думал, что займу место в первой пятёрке. Грузовик в отличном состоянии, и я хотел бы сказать спасибо всем сотрудникам, которые оказали мне большую помощь в ускорении моего обучения», – сказал Кристиан в преддверии гонки.

Но сложности в этот раз крылись не в самой трассе, а в погодных условиях. 4 марта в городке Нова-Санта-Рита воздух прогрелся до 36 градусов, а температура полотна трассы достигла 60 градусов Цельсия. Это была поистине жаркая гонка! Ещё до первого поворота пилот команды Iveco, Бето Монтейро (Beto Monteiro), стартовавший с поул-позиции, зацепился с Робервалем Андрэйди (Roberval Andrade) из Scania, который в конце второго круга заехал на пит-стоп для устранения механических повреждений. Несмотря на возвращение на трассу, он потерял в боксах слишком много времени и в итоге занял лишь 17-е место. Неприятности случились и у команды ABF Racing Team. Леандро Тотти (Leandro Totti), стартовавший четвёртым, некоторое время был лидером гонки, но после неудачного наезда на бордюр вынужден был остановить свой тягач в связи с выходом из строя гидравлической системы и сошёл с дистанции.

Накал страстей был не шуточный. Ренато Мартинс (Renato Martins) на Volkswagen, выступающий за команду «РМ Компетикос» (RM Competições), на последних кругах дистанции был в лидирующей группе и имел все шансы подняться на подиум. Но его оштрафовали за превышение скорости на одном из участков трассы, и он был вынужден заехать в боксы для отбывания наказания. Вскоре после возвращения он повредил свой обтекатель и не смог завершить гонку. Ещё одним пилотом, пострадавшим от жары, стал Кристиан Фиттипальди из команды ABF Mercedez-Benz. На последних кругах гонки он шёл вторым, когда двигатель его грузовика начал терять мощность. В итоге он всё же смог добраться до финиша, но занял лишь 12-е место, отстав от лидера на два круга.

В итоге, победу в Гран-при Petrobras одержал стартовавший с поула Бето Монтейро (Beto Monteiro) из «Скудерии Ивеко». Он проехал дистанцию гонки на своём Iveco Stralis за 1 час 00 минут 50 и 696 тысячных секунды. Второе и третье места заняли пилоты команды RM Competições. Всего 9,75 секунды победителю уступил Филипе Гиаффоне (Felipe Giaffone) на Volkswagen. А тройку призёров замкнул его напарник по команде Андре Маркуесу (André Marques), который на последних кругах вёл отчаянную борьбу с Адальберто Джардимом (Adalberto Jardim).

«Из-за жары наиболее логичным было сохранить высокий темп, но без фанатизма», – сказал Бето Монтейро. Этот план оказался верным. Хотя он и потерял лидерство в начале гонки, всё же сумел прорваться обратно за счёт схода с трассы некоторых опережавших его болидов. А ближе к концу гонки Бето Монтейро смог вырвать себе первое место и оторваться от преследователя.

Поскольку гонка проходила в условиях невыносимой жары, пилоты были сильно обезвожены. Можно только догадываться, в каких условиях им приходилось пилотировать свои тягачи. В такую жару кабины грузовиков наверняка представляли собой отличную финскую сауну. Тем почётней, что из 23 стартовавших 17 болидов успешно добрались до финиша.

По регламенту соревнований, распределения очков происходит следующим образом. Очки получают пилоты, занявшие места с 1-го по 14-е. Победитель Гран-при получает 25 очков. Пилот, занявший второе место – 20, бронзовый призёр – 17. Далее за четвёртое место пилоту начисляется 14 очков, пятое – 12, шестое – 10, седьмое – 8. За каждое последующее, вплоть до 14-го, на одно очко меньше. Кроме того, пилоты получают дополнительные баллы. По одному за поул-позицию и самый быстрый круг в гонке. Ещё одна часть дополнительных очков присуждается по итогам 12-го круга. Лидирующий на этом этапе гонщик получает 5 очков в зачёт чемпионата, а пилоты, едущие со второго по пятое места включительно, – 4, 3, 2 и 1 соответственно.

Гран-При Petrobras также идёт в зачёт Южноамериканского чемпионата. Поскольку это лишь первый этап соревнований, позиции пилотов в обоих зачётах одинаковые. Команды готовятся к следующему этапу Formula Truck, который пройдёт в Рио-Де-Жанейро первого апреля. Следите за Formula Truck на страницах информационно-аналитического издания «ТЕХНОmagazine» и на сайте издания.

Алексей Бурков.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация