Анализ расходования ГСМ – основа эффективной работы

Именно с началом нового тысячелетия стали интенсивно использоваться системы контроля работы транспортных средств нового поколения. Возможно, – совпадение, но, скорее всего, это объективный процесс, вызванный переделом форм собственности в нашем государстве.

 

Наследство прежнего строя

В недалеком советском прошлом, когда автомобили, запчасти, ГСМ, в т. ч. и топливо, распределялись на предприятия централизованно, а само горючее стоило сущие копейки, проблема экономии топлива вообще отсутствовала. Полноценный учет ГСМ не велся еще и по причине значительного отставания СССР в области распространения методов учета и планирования с помощью ЭВМ.

Прежние подходы благополучно перешли в новые условия хозяйствования. Обман руководства водителями в большей или меньшей степени – явление не просто рядовое, а распространенное повсеместно и чуть ли не узаконенное. Конечно, «левые» рейсы и «левые» работы не все водители могли себе позволить. Но работать на машине и не иметь «левой» солярки – многие водители воспринимали это, как «нонсенс».

Справедливости ради надо заметить, что хищения горючего являлись очень распространенными преступлениями даже среди водителей США. По оценкам американских экспертов, до введения на многих предприятиях в конце прошлого века программ т. н. Fleet management, с помощью которых устанавливается контроль электронными средствами за расходом топлива и перемещением транспортных средств, убыток от хищений ГСМ составлял примерно 1,5% оборота средней транспортной компании. Было также выявлено, что 81% хищений топлива в Штатах осуществлялся обыкновенным сливом топлива из топливных баков, а примерно 19% воровства происходило при помощи махинаций с документами, чеками или топливными картами. Примечательно, что, как оказалось, большая часть нарушителей – водители и служащие муниципальных и государственных предприятий.

В развитых странах запада повышение эффективности производственной деятельности транспортных компаний давно является вопросом выживания в условиях жесточайшей конкуренции. А если учесть, что в современных условиях затраты на ГСМ могут составлять до 40% и более от суммы всех расходов на эксплуатацию транспорта, то становится ясно, почему проблема контроля расхода горючего стоит так остро.

Российская автотранспортная отрасль, по оценкам аналитиков, является одной из самых консервативных, И все же жизнь заставляет корректировать производственные подходы. Отчасти, внедрению в России современных методов контроля работы автотранспорта мешает существующая законодательная база. Сегодня, даже если на предприятии организована электронная система получения данных о подотчетных транспортных средствах, при списании ГСМ, в бухгалтерских документах, по которым насчитываются суммы налогов, используются нормы в соответствии с Рекомендациями Минтранса АМ-23-Р от 14.09.08, а значения пробегов и моточасов берутся из данных, внесенных в путевые листы. В Рекомендациях Минтранса для объективной оценки расхода топлива предписывается применять около 30 различных коэффициентов, характеризующих различные условия эксплуатации. Если машина в течение смены работала в различных условиях, то и расход топлива диспетчер должен рассчитывать отдельно для каждого этапа работы. А если таких машин десятки, а диспетчер один? Или недобросовестный диспетчер возьмет и применит поправочный коэффициент 20%, учитывающий езду в густонаселенном городе, в то время как автомобиль двигался по трассе и применение коэффициента не предусмотрено? Вот и получается, что при ведении учета расхода топлива с использованием коэффициентов закладывается изначально возможность ошибок, как неумышленных, так и сознательных.

Простейшие методы контроля

Конечно, все методы уменьшения расхода топлива в компании, так же, как и расходов на приобретение топлива, не будут эффективны, если не организовать учет, начиная с первичных документов. Самый простой метод – контроль объема закупаемого топлива и сопоставление его расхода с показателями счетчиков километража или моточасов транспортных средств. Но этот метод хорошо использовать, когда в автопарке 10-15 машин, все машины паркуются на служебной стоянке и, как говорится, всегда на виду. В этом случае, если терпеливо разбираться со счетами и данными пробегов по каждой машине, анализируя и сопоставляя данные, то обязательно проявится, у кого из водителей завышенный расход топлива. Тогда надо детально разбираться с его заправочными документами, а может и обратить внимание на манеру вождения водителя. Свидетельством неправильного стиля вождения обычно являются частые поломки, повышенный износ шин и т. д. и, конечно, перерасход топлива.

Существуют, безусловно, и объективные причины повышенного расхода. Например, работа, связанная с частыми остановками либо езда на пониженных передачах. Установлено, что эксплуатация техники в карьерах, на полях увеличивает расход топлива до 20%, а в распутицу расход может вырасти вообще на 35%. С другой стороны, при движении по автомагистралям с улучшенным покрытием расход топлива может быть на 15% ниже расчетного.

Но наши водители умудряются подкручивать спидометры, добавляя себе километры пробега, предоставлять под эти километры «левые» чеки и т. д.

0kg9usnr.jpg

Несколько облегчает учет использование пластиковых топливных карт для заправки транспорта. Во-первых, отпадают наличные расчеты, сами по себе подталкивающие к воровству. Во-вторых, предприятие-клиент и поставщик ГСМ могут договориться о предоставлении владельцем заправок ежемесячного отчета о датах, времени и заправляемых объемах машин клиента, а диспетчер для контроля должен будет сопоставить эти данные с данными путевых документов водителей.

Прогрессивный метод – установка на автомобили тахографов. Тахограф – прибор, учитывающий скорость, время в пути, пройденное расстояние, косвенно осуществляющий контроль топлива. Тахографы давно в обязательном порядке устанавливаются на коммерческих транспортных средствах по всей Европе для контроля, в основном, за соблюдением водителем режима труда и отдыха. С 2012 года установка тахографов будет обязательна и в России на пассажирские и крупнотоннажные автомобили. Для контроля расхода топлива водитель, по прибытии в парк, сдает тахограмму диспетчеру, на тахограмме фиксируется скорость и пройденный километраж за смену. Лишние километры не припишешь, спидометр тоже не покрутишь. Но перерасход топлива, возникший, по словам водителя, из-за простоя в пробке, перегруза или «очень плохой» дороги проверить невозможно, а это, порой, в больших автопарках десятки и сотни лишних литров.

Но существуют значительно более эффективные средства учета. Если обычный штатный датчик уровня топлива имеет погрешность 10%, иногда даже 20%, и нередки случаи, когда он вообще выходит из строя, то датчики LLS производства компании Omnicomm или многочисленные разновидности датчиков Стрела (Стрела А, Стрела Ч, Стрела RS232 и т. д.), выпускаемые компанией «Сапсан-Контроль», либо датчики уровня DUT-E белорусско-российского СП «Технотон» кроме высочайшей надежности и долговечности, в соответствии с паспортными данными, фиксируют количество топлива в баке с точностью до 1%.

Конечно, создать такие датчики было непросто, ведь топливо совершает при движении колебательные движения, т. е. уровень все время меняется. И настроить датчик надо так, чтобы при стоянке на подъеме или спуске или просто на высоком бордюре одной половиной машины объем топлива был зафиксирован верно. Но сегодня эти проблемы уже решены. Современный датчик уровня устанавливается на бак, фиксирует с определенной периодичностью уровень топлива и преобразует полученные данные в цифровой файл. Для датчика безразлично, какой вид топлива находится в баке, форма и глубина самого бака тоже не имеют принципиального значения, не влияет на точность показаний и температура содержимого бака, хотя добиться этого было не просто, т. к. топливо при повышенной температуре увеличивается в объеме, теряя массу из-за изменения плотности.

Точная фиксация имеющегося горючего в баке – информация очень нужная, порой, не только для пресечения хищений топлива.

Например, американская Carrier Transicold, одна из крупнейших компаний в мире по производству рефрижераторов и регистраторов температуры, разработала ультразвуковые датчики для рефрижераторных установок, которые предупреждают водителя о низком уровне топлива в баке и необходимости принятия срочных мер для предотвращения отключения компрессоров охлаждения.

Но датчик сам по себе не предотвратит кражи топлива. Поэтому следующим этапом развития систем контроля было создание блока-накопителя информации, в котором фиксировались бы все процессы в топливом баке, а также время, в которое они происходили.

Такая система FMS была создана компанией Omnicomm. Кроме расхода топлива, FMS накапливает данные о параметрах работы транспортных средств и спецтехники. А диспетчеру достаточно снять информационный блок FMS, либо подключиться к нему, не снимая его с машины, и считать информацию на ноутбук. Если сливалось топливо, либо был заправлен объем меньше заявленного водителем, либо техника длительное время простаивала с заглушенным или работающим двигателем,– все будет отражено в информации FMS, по часам и минутам.

Но использование систем контроля расхода топлива без ГЛОНАСС/GPS-модуля, связывающего транспортное средство через системы навигации с диспетчером предприятия, имеет недостатки. Без модуля невозможно проконтролировать место заправки машины. Если это происходит где-то в гаражах, и заливается вместо качественного топлива какой-то суррогат, то датчики будут фиксировать заправку в положенном объеме, но топливная аппаратура машины через короткое время, скорее всего, выйдет из строя. А дальнейший ее ремонт выльется «в копеечку». Кроме того, комплектуя машины GPS-модулями, нельзя забывать и о полезных противоугонных функциях GPS-мониторинга.

Информативность постоянно растет

Развитие систем контроля имеет два направления: трекинг и мониторинг. Описанная выше система FMS относится к трекинг-системам. Их сегодня много. Электронные датчики уровня топлива стали включать в системы, которые фиксируют все, что происходит с горючим: место, время и объем заправки, а также те же параметры в случае слива горючего. Существуют даже датчики, фиксирующие качество заправленного топлива, а точнее, наличие в нем воды. Но для анализа работы крупного транспортного предприятия этих данных явно недостаточно.

«Сапсан-контроль» – ведущее российское предприятие в области разработок мониторинга подвижных объектов – разработало он-лайн систему, позволяющую с помощью доступа с любого компьютера контролировать, прежде всего, заправки, сливы и расход топлива, а также пробег, скорость, местоположение, время стоянки и время движения. И даже подъем кузова, открывание дверей, включение зажигания.

Компания Omnicomm, первый отечественный разработчик систем контроля транспортных средств, созданный в 1998 году, представила на рынок систему FAS, значительно расширяющую спектр контролируемых параметров. Система сообщает в он-лайн режиме всё о расходе топлива, местоположении транспорта и работе техники в целом, что способствует ведению грамотного управленческого учета на предприятии.

Круг разработчиков телематических систем постоянно растет, т. к. направление это очень перспективно. Сегодня в России действуют системы мониторинга «Омега», «Навитех», «М2М-Телематика», СКРТ «Технотон», «Геликс», «Навигатор Технолоджи, «Автограф», «Локарус», «Автоскан» и др.

Компания Volvo разработала собственную систему Dynafleet, базирующуюся на Интернет-технологии. Эта система значительно облегчает процесс управления современным АТП. Системой Dynafleet уже сегодня комплектуется каждый третий грузовик Volvo, проданный в Европе. Эта разработка возникла как защитная реакция на рост цен на топливо и резко возросшую конкуренцию в кризисный период. Сегодня специалисты Volvo предлагают в рамках Dynafleet четыре пакета сервисных услуг, условно названные «Топливо и окружающая среда», «Время работы водителя», «Местоположение», «Сообщения». Эти пакеты можно приобретать как по отдельности, так и в сочетании, в зависимости от потребностей заказчика. Кроме того, система Dynafleet легко объединится с любой программой управления предприятием, которая уже имеется на предприятии.

Есть информация о проведении подобных разработок некоторыми другими крупными автостроительными компаниями.

А известный в мире производитель трансмиссий и КП, немецкий концерн ZF Friedrichshafen, объявил о совместной с Intel разработке глобальной системы, назначение которой – интеграция на базе открытой телематической платформы, которая уже имеет название Openmatics, данных телематии различных систем, которыми укомплектованы те или иные транспортные средства сегодня, а также будут укомплектованы в будущем. С помощью своей платформы ZF надеется унифицировать существующие сегодня разрозненные решения для телематических устройств. Этого от концерна ждут многочисленные зарубежные автотранспортные предприятия.

Николай Днепров

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация