Основные сведения о грузовике IFA W50: описание, характеристики
Марки немецких грузовиков, особенно Mercedes Benz, MAN – знают многие. Но это всё продукт западной Германии. Однако после победы в 1945 году восточная часть немецкой территории находилась под контролем СССР и в 1949 году там была создана Германская демократическая республика – ГДР. Именно оттуда в Советский Союз поступали средне тоннажные грузовики W 50, которые окрестили ИФА.
Содержание статьи
История создания IFA 50
Почему окрестили? Всё просто: IFA – это не марка машины или завод производитель. Аббревиатура означает Industrieverband Fahrzeugbau или Индустриальная ассоциация автомобилестроителей ГДР. Под её эгидой и производился грузовик IFA W 50L (как и почти все автомобили и мотоциклы Восточной Германии).
Буква W обозначает город Вердау. Именно там располагался инженерный корпус проектировщиков машины. Цифра 50 указывает на грузоподъёмность автомобиля в центнерах, т.е. 5 тонн. А вот L – говорит о месте производства грузовиков, городе Ludwigsfelde (Людвигсфельд).
Это интересно: Производителем грузового автомобиля IFA W 50L является завод VEB Industrie Werke Ludwigsfelde – Народное предприятие Автомобильный завод Людвигсфельд. Эта производственная площадка была создана в 1936 году компанией Daimler Benz и в 1991 году, после объединения Германии, вновь вернулась своему первому владельцу.
В начале 60-х годов прошлого столетия инженеры автозавода «Эрнст Грубе» в Вердау спроектировали среднетоннажный грузовик W45. Испытания машина проходила в Национальной народной армии ГДР. Перспективная модель получила одобрение военных, но требовала некоторых доработок. В результате получился пятитонный грузовик W50, первый образец которого был готов в июле 1962 года. Конвейерное производство машины стартовало на заводе в Людвигсфельде 1 июня 1965 г.
Спустя двадцать лет появилась модернизированная модель W 60. Она была призвана заменить пятитонный грузовик, который за внешний вид в России ласково прозвали Элли. Однако из-за политических событий запустить массовое производство новинки не успели. Вернув производство назад, концерн Daimler начал выпуск на заводе своей продукции.
Область применения немецких грузовиков
Конструкция грузовика IFA W50 получилась простой и надёжной. Эксплуатационные характеристики для того времени впечатляли. Автомобиль стал востребованным почти во всех сферах народного хозяйства.
Тягачи и самосвалы IFA были основным звеном в цепочке транспортных связей между предприятиями строительной отрасли, промышленного производства. Машины осуществляли поставки строительных материалов, оборудования, товаров народного потребления.
В сельском хозяйстве грузовики перевозили урожай, транспортировали на поля удобрения, доставляли колхозников к месту работы.
Грузовые машины IFA широко применялась в жилищно-коммунальном секторе. На основе базовой модели выпускались автокраны, мастерские, ассенизаторские машины. Среди автомобилей специального назначения можно выделить топливозаправщики, пожарные автомобили, грузовики с рефрижераторными и изотермическими фургонами.
Основные модификации
Основными модификациями IFA W50L были бортовой грузовик и самосвал. Они проектировались практически одновременно. Машина, к названию которой добавился индекс /K, оснащалась кузовом, который можно было опрокидывать на три стороны.
Выпускались и полноприводные машин с колёсной формулой 4×4. Отличить их можно было по литере А в названии. Всего было создано почти 40 версий грузовика.
Различия идентифицировались конечной буквой (буквами) в названии:
- W50LA – грузовик с приводом на все колёса;
- /Sp – машина с удлинённой базой 3,7 м;
- /S – седельный тягач, рассчитанный на работу с полуприцепами грузоподъёмностью до 14 т;
- /IKB – изотермический фургон для перевозки незамороженных продуктов;
- /ADK70 – автокран с допустимой грузоподъёмностью 10 т;
- /BT – с двухрядной кабиной;
- /KM-2301 – подметально-уборочная машина.
Технические характеристики
Для своих современников грузовик W 50 был отличным грузовиком. Кабина отличалась хорошей обзорностью за счёт панорамного остекления и отсутствие капота. К тому же она была просторной и комфортной.
Что касается технических характеристик грузового автомобиля IFA W50, то дорожный просвет составляет 300 мм. Вместительный кузов 4,5х2,2 метра, грузоподъёмность автомобиля 5 200 кг. Ширина грузовой машины 2,5 метра, а высота чуть больше – 2,6 м. Длина немецкого грузовика составляет 6,53 метра.
Первоначально на IFA W50L устанавливали 4-цилиндровый двигатель EM 422/90 мощностью 110 л. с. Однако в 1967 году мотор поменяли на дизель 4VD 14,5/121SRW объёмом 6,56 л. Это повысило мощность до 125 л.с. при 2300 об/мин. При прогреве или работе на малых оборотах два цилиндра отключались, экономя топливо. Это позволяло проезжать на грузовике более 550 км без дозаправки. Ведь расход составляет 17 л на 100 км, а объём топливного бака – 100 л.
Запуск мотора осуществлялся мощным стартером на 24 В, который получал питание от двух аккумуляторов, размещённых за водительским креслом. Задние и передние тормоза управлялись независимыми гидроприводами. Усилие на тормозную педаль компенсировалось пневмоусилителем. Стояночный тормоз блокировал задние колёса.
Механическая пятиступенчатая коробка переключения передач крепилась на раме отдельно от двигателя, а крутящий момент передавался через небольшой кардан. Это позволяло в случае необходимости вытягивать двигатель вперёд, сняв радиаторную решётку.
Все передние скорости, кроме первой, имели синхронизаторы. Валы – первичный и вторичный – компоновались в горизонтальной плоскости на четырёх опорах. Главная передача сделана двойной. Крутящий момент на колёса передавался через короткие полуоси и бортовые редукторы. Отдельные модификации грузовиков оснащались блокируемым межколёсным дифференциалом.
Подвеска мостов – зависимая, рессорная. Впереди дополнительно устанавливались телескопические амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости.
Несмотря на присутствие в кабине двигательного кожуха, салон можно признать удобным. Все органы управления находятся под рукой. Водительское кресло подрессорено. Имеются две печки для обогрева пассажира и шофёра зимой.
Достоинства и недостатки IFA W-50
Главное достоинство грузовика – это, прежде всего, дизельный двигатель. Агрегат спроектирован по схеме непосредственного впрыска горючего в камеру сгорания. Такой способ даёт рост мощности в сочетании с экономичностью. При этом, правда, отмечается жёсткая работа двигателя и повышенная вибрация.
При езде в горах или по скользкой дороге водители использовали «горный тормоз». Рядом с педалью газа конструкторы установили специальный рычажок управления. Механизм поднимал заслонку между глушителем и выпускным коллектором, закрывая путь выхлопным газам. Это позволяло автомобилю тормозиться двигателем.
Среди других решений стоит отметить два независимых тормозных контура на задние и передние колёса. При отказе одного из них остановку машины осуществлял другой. Это повышало безопасность при эксплуатации автомобиля.
Учитывая, что кабина IFA W50L не поднималась, ремонт и обслуживание двигателя проводился внутри кабины в стеснённом пространстве. Тем не менее, двигатель можно было вытащить вперёд, сняв щит радиаторной решётки. Раздельная компоновка двигателя и коробки существенно облегчала процедуру вытаскивания силовой установки.
Отзывы владельцев
Водители со стажем, поработавшим на разных марках грузовиков, считают кабину немецкого производителя комфортабельнее, чем у отечественных машин, а расположение органов управления удобнее. Также отмечается высокая надёжность и ремонтопригодность IFA W50. Рассказывают о случае, когда в полевых условиях заменили сцепление за 40 минут.
Несмотря на солидный возраст, некоторые машины до сих пор работают на просторах бывшего СССР. И хотя родные детали уже не найти, подыскать адекватную замену, которая будет подходить вместо сломанного узла вполне возможно. Поэтому нынешние владельцы IFA W50L не спешат с ними расставаться. Причём используют их в работе, а не как ретро-автомобили.
Автор: Вадим Рубцов