Описание модификаций МАЗ 500: самосвал, лесовоз, тягач, автокран
Ещё в середине прошлого века большинство грузовиков в мире выпускались в классической, капотной компоновке, где двигатель располагается перед кабиной водителя. В конце 50-х годов на Минском автозаводе конструкторы делают новаторский для советского автомобилестроения ход. Они предлагают бескапотную схему машины, поместив кабину над силовой установкой. Свою идею проектировщики воплотили в МАЗ-500.
Содержание статьи
История создания
Разработку бескапотника минчане начали в феврале 1957 года. Чтобы освоение машины шло быстрее, конструкторы обкатывали уже собранные узлы на капотном грузовике МАЗ-200, который серийно выпускался заводом. На промежуточных моделях испытывалась новая подвеска, бездисковые колёса, гидроусилитель руля. В качестве силовой установки устанавливался дизельный двигатель ЯМЗ-236. Первые экспериментальные образцы машины собрали осенью 1958 года.
В 1961 году прошли сравнительные испытания 500-й и 200-й моделей. По всем показателям новичок одержал победу. В том же году в Минске стартовал автопробег экспериментальных грузовых автомобилей МАЗ-500. Машины побывали в Москве, Ленинграде, Риге и вернулись в столицу Белоруссии. Отдельные экземпляры отправлялись на транспортные и строительные предприятия, где эксплуатационники выявляли недоработки и высказывали проектировщикам свои пожелания.
К сборке опытной партии грузовиков МАЗ-500 приступили в 1963 году, а через два года с конвейера сошла первая серийная машина. Выпуск автомобилей продолжался до 1977 года.
Конструктивные особенности
Основное отличие МАЗ-500 от других советских грузовых машин – бескапотная кабина. Она откидывалась вперёд под углом в 45° и удерживалась в поднятом положении пружинами. Это открывало доступ к узлам мотора при ремонте. Внутри салон обивали материалом, обеспечивавшим тепло- и шумоизоляцию. Решётка радиатора состояла из 14 вертикальных рёбер.
Особенностью машины являлась её независимость от электрической сети. Автомобиль, заведённый «с толкача», дальше мог работать бесперебойно даже при неисправном электрооборудовании.
К нововведениям также относились бездисковые колёса и двухскоростной задний мост.
Общее описание техники
По сравнению с классикой, бескапотная компоновка имеет два преимущества. Во-первых, из-за отсутствия моторного отсека перед кабиной улучшается обзорность. Во-вторых, эффективнее используется длина автомобильной рамы – объём кузова возрос в 1,5 раза за счёт увеличения грузовой платформы.
Бортовой МАЗ-500 относился к классу заднеприводных крупнотоннажных грузовиков. Машина работала при любой погоде и в условия сурового климата.
На автомобиле стоял дизель Ярославского моторного завода ЯМЗ-236. Шестицилиндровый V-образный двигатель при 2100 об/мин развивал мощность 180 л. с. Сцепление – сухое, двухдисковое. Коробка передач – механическая, 5-ступенчатая. Четыре высшие скорости имели синхронизаторы.
Подвеска состояла из четырёх продольных задних и передних полуэллиптических рессор. Сзади дополнительно устанавливались две рессоры и гидравлические амортизаторы телескопического типа.
Колодочный ножной тормоз с пневмоприводом работал на все колёса. Стояночный – монтировался на заднем мосту.
Цельнометаллическая кабина самосвала была рассчитана на двух человек, в других модификациях – на трёх. Имелось спальное место. Рулевой механизм оборудовался гидроусилителем.
Технические характеристики МАЗ-500
Конструкция МАЗ-500 получилась настолько удачной, а экономические показатели так впечатляли, что машина стала очень востребованной народным хозяйством СССР. При этом ремонт можно было осуществлять в чистом поле. За это среди водителей дальнобойщиков МАЗ 500 получил статус «не убиваемый».
Длина минского грузовика составляла 7,14 м, ширина – 2,5 м, высота по крышу кабины – 2,65м. Автомобиль имел клиренс 27 см и колёсную базу 3,85 м. На машину устанавливались шины размерностью 12х20.
Эксплуатационные параметры автомобиля МАЗ-500:
- собственная масса – 6,5 т;
- грузоподъёмность – 7,5 т;
- максимальная скорость – 75км/ч;
- объём топливного бака – 200 л;
- расход топлива на 100 км – 25 л.
На волне успеха, проектировщики начали изменять базовую модель под конкретные производственные задачи. Так появились лесовоз, тягач, автокран и МАЗ-500 бензовоз. Выпускался и топливозаправщик с цистерной ёмкостью 7 000 литров.
Самосвал
Технические характеристики МАЗ-500 самосвал отличались от параметров бортового грузовика. Колёсная база уменьшена до 3,2 м. Вначале на самосвал установили кузов объёмом 3,8 м³, но в 1970 году его вместимость увеличили до 5,1 м³. Грузоподъёмность поднялась до 8 т. Вес автомобиля составлял 7,25 т. При полной загруженности общая масса автомобиля могла немного превышать 15 т.
В качестве силового агрегата использовался двигатель ЯМЗ-236, расход топлива которого составлял 28 л на 100 км. Кузов опрокидывался гидравлической системой телескопического типа и управлялся из водительской кабины. В конце разгрузки запускался механизм встряхивания грузовой платформы для полного освобождения от материала.
Седельный тягач
Первый МАЗ-500 тягач конструкторы собрали в 1969 г. Через три года завод начал массовый выпуск автомобиля данной конфигурации.
На двухосной машине, которой присвоили индекс МАЗ-504, стоял восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. Длину и колёсную базу уменьшили для большей эффективности. Переднюю подвеску усилили гидравлическими амортизаторами, заднюю – дополнительными рессорами.
Технические характеристики седельного тягача МАЗ-504:
- длина x ширина x высота (м) – 5,63 x 2,6 x 2,65;
- база – 3,4 м;
- клиренс – 0,29 м;
- предельный вес автопоезда (тягач + полуприцеп) – 24,38 т;
- максимальная скорость по шоссе полностью загруженной машины – 85 км/ч;
- тормозной путь – 24 м при скорости 40 км/ч;
- расход топлива – 32 л на 100 км;
- запас топлива – 2 бака по 350 л.
Бортовой грузовик тоже мог использоваться в качестве тягача с установленным прицепным устройством.
Лесовоз
Для нужд леспромхозов в 1966 году были изготовлены опытные образцы МАЗ-500 лесовоз. После доработки и устранения недочётов в 1969 году завод начал серийную сборку автомобиля.
На МАЗ установили усиленную раму, что позволяло ездить по лесным дорогам с глубокой колеёй. Лесовоз оснастили лебёдкой для погрузки-выгрузки. При порожнем перегоне прицеп-роспуск складывался и укладывался на тягач. Несмотря на то, что сам МАЗ 500 перестали выпускать в конце 70-х, изготовление лесовоза на его базе продолжали вплоть до 1990 года.
Машина имела свой индекс – МАЗ 509. Его длина составляла 6,77 м, а высота была увеличена до 3 метров. Увеличили и дорожный просвет, который стал 310 мм. Грузоподъёмность лесовоза составляла 21 т, а длина перевозимых деревьев могла доходить до 27 метров. Максимальная скорость гружёного автомобиля составляла 60 км/ч.
Автокран
Широкой популярностью пользовался МАЗ-500 автокран. На заводе в Иванове шасси минского автомобиля оборудовали крановой установкой КС 3561 грузоподъёмностью 10 т. После прохождения сертификационных испытаний машина была запущена в серию в 1966 году.
На шасси грузовика установили опорную раму, где разместилась поворотная платформа с рабочими агрегатами и кабиной крановщика. Устойчивость крана обеспечивали выносные опоры. Привод кранового механизма осуществлялся от двигателя грузовика через коробку отбора мощности.
Автокран комплектовался жёсткой решётчатой стрелой с вылетом до 10 м. Для увеличения высоты подъёма использовались удлинённая стрела и гусёк. Благодаря делительному оборудованию автокран КС 3561 на шасси МАЗ мог поднимать грузы на высоту до 20 м.
Автор: Вадим Рубцов