Что такое ТО автомобиля, зачем нужно и какие бывают
Хорошо, когда автомобиль исправно работает и не вызывает нареканий. В такие моменты не думаешь о необходимости проведения ремонта. Да и поговорку «хороший стук сам вылезет» давно в ходу не только у дальнобойщиков, но и у многих автомобилистов.
Содержание статьи
Что такое ТО автомобиля и для чего оно нужно
Любой сложный механизм требует внимания и изнашивается. Особенно, когда работа происходит под нагрузкой. Для того, чтобы быть уверенным в исправности машины проводится её осмотр. При обнаружении каких-то отклонений от норм, необходимо их устранить. Такие работы и есть ТО или техническое обслуживание.
Многие владельцы пренебрегают техобслуживанием авто, а зря. Особенно это касается грузовых автомобилей и спецтехники. Перевозить грузы зарабатывая деньги – это замечательно. Однако менять, скажем, треснувшую рессору или карданный вал на гружёной машине, да ещё в дождь или снег – занятие не из приятных.
Чтоб избежать этого, нужно осуществлять регулярное техническое обслуживание. Оно предназначено для поддержания автомобиля в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, уменьшения интенсивности изнашивания деталей, предупреждения отказов и неисправностей. Выявление неполадок и их своевременное устранение позволит избежать неприятностей в дороге и сэкономит время и деньги.
ТО авто – это профилактическое мероприятие, проводимое в плановом порядке через определенные пробеги или периоды работы техники.
Соблюдение периодичности и качественное выполнение ТО в установленном объеме обеспечивает постоянную техническую готовность автомобиля и снижает потребность в ремонте. Для качественного выполнения работ техническое обслуживание рекомендуется проводить на специальных постах, оборудованных необходимыми инструментами, оборудованием и приспособлениями.
Виды технического обслуживания
Трудоёмкость и периодичность ТО зависит от его типа. Это определяет список регламентных работ, проводимые при техническом обслуживании автомобилей и спецтехники.
Различают несколько видов ТО:
- Ежедневное техническое обслуживание (ЕО). Оно выполняется перед выездом грузового автомобиля на линию и по его возвращении;
- Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации (ТО-0). Выполняется после первых 1000 км пробега или 50 часов работы двигателя. Многие производители уже не практикуют прохождения ТО 0, считая достаточными ЕО.;
- Сезонное обслуживание (СО). Как следует из названия, выполняется осенью и весной. Оно необходимо, чтобы подготовить автомобиль к эксплуатации в более тяжелый для техники зимний период, или, соответственно, для перехода на летнюю эксплуатацию. Сезонное обслуживание может быть совмещено с очередным ТО;
- Первое техническое обслуживание (ТО-1);
- Техническое обслуживание 2 (ТО-2).
Периодичность техобслуживания ТО-1 и ТО-2 корректируется в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля и климатических районов, согласно ГОСТ 21624-81 и «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Читать статью «Регламентные работы и периодичность ТО 1 и ТО 2 грузовиков Урал«
Для первой категории условий эксплуатации первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 4 000 км пробега или 125 часов работы двигателя, ТО-2 — через каждые 16 000 км пробега или 500 часов работы двигателя.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Прежде чем отправить в рейс коммерческий транспорт необходимо проверить исправность его систем. Чек-лист проведения ежедневного ТО автомобиля может отличаться в зависимости от марки и конфигурации техники, но большинство работ проводится независимо от этого.
Обслуживание перед выездом:
- Перед выездом осмотрите автомобиль и проверьте, нет ли подтекания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкости, утечек воздуха.
- Осмотрите двигатель, очистите его от пыли и грязи. Проверьте уровень тормозной жидкости, при необходимости долейте.
- Проверьте уровень масла в картере двигателя. Он должен быть между метками «В» и «Н» указателя. Проверка осуществляется при неработающем двигателе! При необходимости доведите уровень до нормы. Помните, что доливать нужно такое же масло, какое было залито в картер.
- Проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, при необходимости долейте. Уровень охлаждающей жидкости должен быть выше торцов охлаждающих трубок в верхнем бачке радиатора.
- В летний период, а особенно весной и осенью, проверьте и при необходимости заполните бачок насоса омывателя ветрового окна. Внимание, при отрицательных температурах воду необходимо слить! Иначе, замерзнув в бачке, она может вывести его из строя.
- Проверьте исправность и действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов и стеклоочистителей. Неисправности могут существенно осложнить Вам поездку.
- Проверьте исправность сцепления. Сцепление должно обеспечивать полное и плавное включение (не пробуксовывать), полное выключение (не должно вести).
- Проверьте исправность рулевого управления. Гайки пальцев рулевых тяг и усилительного механизма должны быть зашплинтованы, люфтов в соединениях не должно быть, ослабление крепления вилок карданных валов не допускается.
- Проверьте исправность сигнализаторов неисправности тормозов и минимального давления воздуха. При нажатии на кнопку проверки исправности сигнализаторов они должны загораться. Если этого не произошло, замените лампы сигнализаторов.
- Гидравлическая и пневматическая системы не должны иметь утечек жидкости и воздуха. Нажмите на педаль тормоза и удерживайте ее в этом положении одну — две минуты. Если по истечении этого времени загорится сигнализатор неисправности тормозов, то это указывает на повреждение внутренней манжеты главного цилиндра тормозов. Замените манжету. При этом не должно быть заметного перемещения стрелок двухстрелочного манометра.
- При заметном перемещении стрелок двухстрелочного манометра или при загорании сигнализатора минимального давления воздуха в пневмосистеме на панели приборов при больших утечках воздуха устраните неисправность в пневматической части привода.
- Проверьте исправность рабочей тормозной системы. Для этого используются манометр автомобиля, сигнализатор неисправности тормозов на панели приборов.
- Проверьте исправность стояночной тормозной системы. При полностью прижатых к барабану колодках «собачка» должна устанавливаться на 4-12 зубьях сектора.
- При работе автомобиля с прицепом проверьте состояние буксирного прибора. Гайка крюка буксирного прибора должна быть застопорена, защелка крюка зашплинтована.
- Проверьте состояние шин и крепление колес. Шины должны быть без повреждений и посторонних предметов в протекторе. Ослабление затяжки гаек крепления колес быть не должно. При необходимости восстановите момент затяжки гаек крепления колеса.
- Осмотрите крепление седельного устройства и надрамника седельных тягачей. Ослабление крепления седельного устройства и надрамника не допускается.
- После запуска двигателя проверьте работу генератора по показанию указателя. Указатель тока должен показывать зарядный ток.
После того, как грузовик проедет определённую дистанцию, наступает время более обширного осмотра. Для автомобилей Урал, например, время ехать на ТО 1 наступает через 4 000 км.
Привет! Это комментарий.
Чтобы начать модерировать, редактировать и удалять комментарии, перейдите на экран «Комментарии» в консоли.
Аватары авторов комментариев загружаются с сервиса Gravatar.