Фрезеровании асфальта: что это такое, какие машины используются

Рост интенсивности дорожного движения и увеличение грузоподъёмности авто ведёт к повышенному износу дорожного покрытия. Восстановление несущих способности дороги требует применения технологий, способных оперативно решить данную задачу. Фрезерование асфальта – один из этапов ремонта дорожного полотна.

Дорожное полотно в разрезе

Слои дорожного полотна

Дорожное полотно – это верхний несущий слой дорожной одежды, предназначенный для движения транспортных средств. Его главной задачей является защита и обеспечение расчётного срока службы путепровода. И хотя с виду полотно кажется единым покрытием, оно является слоистым, впрочем, как и вся конструкции автодороги.

В разрезе дорога представляет собой многослойный «пирог», который состоит из:

  • песчано-щебёночной подушки, уложенной на подготовленное земляное основание;
  • верхнего дорожного покрытия из бетона или асфальтобетона.

В основании дорожного полотна лежит слой песочно-гравийной смеси, которая обеспечивает морозоустойчивость и отводит избыточную влагу.

Верхнее покрытие противодействует ударному и сдвигающему воздействию колёс транспортных средств. Оно состоит из бетонного или асфальтобетонного полотна, которое обеспечивает необходимую гладкой и, одновременно, шероховатость для взаимодействия (сцепления) с колёсами автомобилей.

Под воздействием нагрузок, осадкой и перепадов температур дорожное покрытие разрушаются и требуют замены. Иногда это ямочный ремонт, в некоторых случаях всеобъемлющее восстановление дорожной одежды, а иногда замена верхнего слоя асфальтобетона на протяжённом участке. Для проведения большинства дорожных ремонтных работ, чтобы положить новое полотно необходимо удалить слой старого покрытия.

Основные варианты снятия дорожного покрытия

Двое рабочих убирают старое дорожное покрытие отбойными молотками

Сначала старый асфальт удаляли вручную разбивая его при помощи отбойного молотка или кирки. Однако этот процесс является длительным и требует больших трудозатрат. Для ямочного ремонта он подходит, но для больших объёмов – долго и дорого. Поэтому начался поиск вариантов механизации данного процесса.

В итоге родились два способа срезать изношенный асфальт – горячий и холодный. Как понятно из названия, их разница заключается в необходимости предварительного нагрева обрабатываемого участка дороги в первом случае, и отсутствии такой необходимости во втором.

Первым появился горячий метод снятия старого дорожного покрытия. Поскольку разогретая асфальтная смесь пластична, её легче убрать именно в таком агрегатном состоянии. Это и стали делать – дорожное полотно предварительно разогревали горелками, а затем для срезки асфальта использовали строительные машины – погрузчик, бульдозер или грейдер. Отходы грузили в самосвал и увозили.

Обратите внимание! Фрезерованием называется механическая обработка при котором режущий инструмент совершает вращательное движение. Когда при горячем способе удаление асфальтового покрытия осуществляется механическим смещением – это не относится к фрезерованию.

Затем была разработана фрезерная машина, которая осуществляла срезку разогретого асфальта фрезой. Такое решение позволило ускорить процесс снятия старого полотна, но имело свои недостатки. К тому же, отходы плохо поддавались переработке.

Желание использовать асфальт вторично подтолкнула к созданию метода холодного фрезерования. Считается, что впервые её осуществили в компании Galion Iron Works. Этот производитель автогрейдеров установил фрезеровочный барабан на одну их своих машин. А энергетический кризис 1973 года придал такому решению популярности. Именно методом холодной фрезеровки снимают асфальт в подавляющем большинстве случаев.

Горячее фрезерование асфальта: плюсы и минусы

Одна из первых дорожных фрез для горячего снятия асфальтового покрытия

Само названием – горячее фрезерование – подразумевает, что снятие покрытия происходит после нагревания. Термическая обработка поверхности выполняется передвижными горелками, работающими на керосине, бензине, природном газе.

Достоинство процесса горячего фрезерования в том, что разогретый асфальтобетон приобретает эластичность и легко срезается. Это позволяет снизить износ режущего инструмента.

Основные недостатки такого решения:

  • прилипание срезанной смеси на рабочий инструмент;
  • склеивание материала в большие куски однородной массы;
  • трудности утилизации снятого материала;
  • высокие затраты на нагрев полотна.

Преимущества холодного фрезерования

Дорожная фреза снимает асфальт холодным фрезерованием и загружает его в самосвал

В основе метода холодного фрезерования лежит принцип рыхления и измельчения старого асфальтового покрытия на требуемую глубину без термической обработки. Полученные отходы представляют собой крошку или гранулы, которые легко перевозить и повторно использовать в создании нового покрытия.

К основным недостаткам этого способа можно отнести стоимость техники и износ зубьев режущего барабана. Однако применение современных технологий и материалов позволяют продлить срок службы фрез.

Важными преимуществами использования холодного фрезерования асфальта являются:

  • возможность точной установки толщины снимаемого покрытия;
  • вторичное использование снятого материала;
  • низкая себестоимость работ;
  • придание необходимой шероховатости поверхности для нанесения нового покрытия.

Спецтехника для снятия старого дорожного покрытия

Навесное оборудования для погрузчика: орожная фреза снимает асфальт холодным фрезерованием

Для срезки асфальта применяют специальные машины и оборудование. В подавляющем большинстве – это дорожная фреза. Однако при небольших объёмах, например, ямочном ремонте, применяется другое оборудование.

Стоит отметить, что к дорожным фрезам относятся не только самоходная техника, которую можно увидеть в каждом крупном городе. Они бывают прицепными – когда в качестве тягового механизма используется трактор, а также навесными – в виде сменного рабочего оборудования экскаваторов или погрузчиков.

Ремонт дорожного полотна также осуществляют с помощью ресайклера – машины для переработки снятого старого покрытия. Она объединяют в себе фрезу и мобильный асфальтный завод. Эта технология позволяет заменить старое покрытие без лишних транспортных и временных затрат.

При небольших объёмах и ямочном ремонте дороги используется ручной инструмент. Это может быть малая дорожная фреза, которой управляет идущий позади оператор или нарезчик швов, для спила кромки выбоины. В последнем случае, удаление остатков старого дорожного покрытия осуществляется по старинке – в ручную.

Автор: Андрей Соломин

Добавить комментарий