Основные сведения о современных гусеничных тракторах

Первые попытки поставить технику на гусеничный ход предпринимались ещё в XIX веке. Но гусеничному трактору в том виде, в каком он хорошо знаком, чуть больше 90 лет. За это время он похорошел, приободрился и занял прочное место во многих сферах – от сельского хозяйства до горных работ.

История изобретения

Ретро техника: гусеничный трактор Caterpillar D2

Кто является первым изобретателем гусеничного трактора определённо сказать сложно. На этот счёт существует несколько мнений, и каждое из них с определенной точки зрения будет верным.

Например, русских штабс-капитан Дмитрий Загряжский придумал в 1837году и получил патент на изобретение экипажа на пару с металлической гусеницей. Однако промышленность не заинтересовалась данной разработкой, а у самого изобретателя денег на производство не было.

Также не нашла применения идея крестьянина Фёдора Блинова, сделавшего в 1879 году первую самоходную машину на гусеничном ходу.

Тем не менее, самым близким по внешнему виду и конструкции, а самое главное – моделью с которой началось продвижение гусеничных тракторов по миру, является машина, запатентованная американцем Бенджамином Холтом. Именно его с братом компания станет основой для создания известного во всём мире производителя – Caterpillar. Хотя ради справедливости стоит отметить, что он построил его, взяв за основу разработку Элвина О. Ломбарда.

Интересный факт! Прототип обычных гусениц, составленных из плотных лент и бревен, создал некий д'Эрман в 1713 году. Устройство с повышенной проходимостью он придумали ради упрощенного перемещения тяжелых предметов на лошадиной или человеческой тяге.

Особенности конструкции

Гусеничный трактор Алтай в разрезе

Гусеничная техника – особый класс машин, который конструктивно отличается от колёсной техники. Основных отличия два – устройство ходовой части и управление направлениями движения.

Ходовая часть

Основной особенностью данного вида техники является движитель. Именно гусеницы дали названия всему классу техники. Существует два основных вида гусениц: с овальным и треугольным контуром. Также внедряется гибридные устройства, когда на места колёс устанавливаются гусеничные системы, но это отдельный тип техники.

Традиционной является гусеница овального контура, когда ведущее и натяжное колёса находятся на одной линии. В треугольном варианте ведущая звёздочка и бортредуктор находятся выше опорных катков. Это снижает вероятность попадания постороннего материала в места сцепления, что позволяет продлить срок службы приводного колеса и траков.

Ходовая часть всех гусеничных машин состоит из:

  • бортового редуктора, отвечающего за привод машины;
  • переднего натяжного колеса;
  • ведущей звёздочки, расположенной в задней части;
  • опорных и поддерживающих катков;
  • механизма натяжения;
  • самой гусеницы – ленты, последовательно соединённых башмаков (траков). Они могут быть соединены непосредственно между собой пальцами либо установлены (прикручены болтами) на звенья, которые сцеплены втулками.

В некоторых случаях перед натяжным колесом ставят направляющий башмак. Его добавляют к конструкции с гладким колесом для предотвращения смещения гусеницы вбок. Башмак охватывает беговую дорожку траков по бокам.

Рулевое управление

Рабочее место оператора бульдозера Shantui

В отличии от колёсной техники, где управление направлением движения осуществляется с помощью руля (хотя есть исключения, например, мини погрузчики), в гусеничных машина оператор управляет с помощью рычагов (джойстиков) и педалей. Их положение влияет на тормозную систему и муфты. Поворот осуществляется замедлением или остановкой вращения одной гусеницы, тогда как нагрузка на вторую увеличивается или остаётся неизменной.

Для разворота может использоваться та же схема. Но чаще тракторист задаёт разнонаправленное направление вращения гусеничных лент. Благодаря чему разворот происходит практически на месте.

Типы гусеничных тракторов, области применения

Сельскохозяйственный гусеничный трактор ВГТЗ

Изначально гусеничный трактор задумывался как сельскохозяйственная машина. Гусеница позволяла снизить удельное давление на грунт, а хорошее сцепление с поверхностью позволяло тянуть за собой различное оборудование. Со временем их стали использовать и в других сферах.

Где применяются

Сейчас гусеничные трактора и техника на их базе используется в:

  • сельском хозяйстве;
  • строительстве;
  • дорожных работах;
  • коммунальной сфере;
  • мусорных полигонах;
  • лесном хозяйстве;
  • промышленности;
  • нефтегазовой отрасли;
  • горной промышленности;
  • поисково-спасательных службах.

Гусеничные трактора перемещают грунт, нерудные и инертные материалы, участвуют в посевных, уборочных компаниях, перемещения древесных стволов, создании противопожарных рвов, разрыхлении мёрзлого грунта, убирают снег, помогают укладывать трубопроводы и забивать опорные сваи многоэтажных строений.

Типы гусеничных тракторов

Модель трубоукладчика на базе гусеничного трактора на фоне картинки с рабочим участком

Столь широкая сфера применения порождает множество моделей и модификаций. А их необходимо классифицировать. По конструктивным особенностям гусеничные трактора делят на:

  • промышленные;
  • сельскохозяйственные;
  • трелёвочные.

Промышленные машины самые универсальные. Они имеют ярко выраженные грунтозацепы на башмака для лучшего сцепления с покрытием и обладают большей тяговой способностью. На их базе производят бульдозера, рыхлительные агрегаты, трубоукладчики, баровые установки, сваебои и другую технику.

Для повышения проходимости по низконесущим почвам на промышленные трактора устанавливают более широкие гусеницы. Такие машины называют болотоходными.

Гусеничные ленты сельскохозяйственных тракторов оказывают меньшее влияние на почву. Их траки отличаются от башмаков промышленных машин, но в остальном их конструкции очень схожи.

А вот трелёвочные трактора конструктивно отличаются от двух своих собратьев. Кабина таких машин выдвинута вперёд, а позади предусмотрено место для установки оборудования для перевозки грузов, в частности брёвен. В подавляющем большинстве случаев, трелёвочники используют в лесном хозяйстве.

Тяговый класс

Гусеничный бульдозер Т 330

Одна из основных характеристик тракторов – тяговый класс – это максимальное тяговое усилие, на которое способна машина. Он обозначается цифрами, а его единица измерения – тонн-сила.

Очевидно, что одна и та же машина способна тянуть за собой разный по массе груз по разным поверхностям. Поэтому разработаны стандарты, по которым тяговый класс трактора определяется при определённых условиях. Например, для сельхозмашин это почва – стерни средней плотности, влажностью 25-35%.

Тяговый класс используется не только у гусеничных, но и у колёсных тракторов. Он напрямую связан с весом и размерами трактора. В сельском хозяйстве сложно найти технику выше 5-го класса, а в горнодобывающей сфере работают «монстры» 80-го «уровня».

Достоинства и недостатки гусеничной техники

Гусеничный бульдозер LiuGong B170DL

Такая популярность гусеничных тракторов не случайна. Машины обладают рядом преимуществ, реализовать которые с помощью колёсной техники очень сложно.

В частности, гусеничная техника:

  • обладает высокой проходимостью, позволяет проводить работы на влажной земле;
  • оказывает меньшее удельно давление на поверхность;
  • имеет более высокий тяговый класс в сравнении с колёсной машиной того же размера;
  • более эффективна при работе по перемещению снега, грунта, почвы;
  • позволяет работать в стеснённых местах, не требуя много место для разворота;
  • имеет ниже расположенный центр тяжести.

Однако техника имеет свои минусы:

  • грунтозацепы гусениц разрушают верхний слой дорожного покрытия, что исключает самостоятельное перемещения по дорогам общего пользования без специальных накладок;
  • низкая максимальная скорость перемещения;
  • жёсткий тип подвески.

Стоит отметить! Многие модели мини и компактных гусеничных тракторов оснащаются резиновыми гусеницами, не разрушающими дорожное полотно.

Ведущие отечественные и зарубежные производители

Гусеничный бульдозер ЧТЗ Б 11

Производством гусеничных тракторов для различных нужд занимаются многие компании во всём мире. Ведущим производителем их является американский концерн Caterpillar. Большой выбор промышленных тракторов предлагает японская компания Komatsu. Активно осваивают рынок СНГ компании John Deere, Case, а также китайские производители Shantui, XCMG, Shehwa.

Среди отечественных компаний стоит отметить Челябинский тракторные завод ЧТЗ, строительство которого осуществлялось при технической поддержке американских специалистов. Завод выпускает промышленные трактора, хотя в середине прошлого века машины ЧТЗ активно применялись на селе.

Ещё одним производителем промышленных тракторов является Чебоксарский завод Промтрактор. В линейке ЧЕТРА машины с 9 по 40 тяговый класс, эксплуатационной массой от 16 до 70 тонн.

Производством сельскохозяйственных гусеничных тракторов в России занимается Волгоградский тракторный завод. Он выпускает машины с 3 по 6 тяговый класс. Среди самых известных – трактор ДТ 75.

Автор: Андрей Соломин

Поделиться
Подпишись на Я.Н