Мир техники Kobelco
В 2010 году исполняется 105 лет компании Kobe Steel, Ltd (Япония). Ее продукция хорошо известна на мировом рынке под торговой маркой Kobelco. География заводов концерна впечатляет: Япония, Китай, Таиланд, США, Италия. О масштабе деятельности Kobe Steel говорит уже тот факт, что в 2009 году в мировом рейтинге Fortune Global 500 компания заняла 429 место (в 2008 году — 451 место). В этом же рейтинге в разделе «Промышленность: металлургия» Kobe Steel расположилась на 17 месте, следуя сразу же за российской компанией SewerStal.
Kobe Steel, Ltd — это прежде всего черная металлургия: на ее предприятиях выплавляют сталь и железо, выпускают плоский прокат, трубы, проволоку, штампованные изделия. Другое направление деятельности — цветной металл: производство алюминия, меди, титана и изделий из них. Весомую нишу сталелитейный гигант занял и в машиностроении. Одно из подразделений концерна — Kobelco Construction Machinery — занимается разработкой и выпуском спецтехники для строительства и горнодобывающей промышленности. Данное направление интересовало Kobe Steel, Ltd чуть ли не с самого начала образования. Все эти годы головной офис компании находится в Кобе, крупном портовом городе. Именно здесь в 1905 году была основана Kobe Seikosho (на тот момент — торговая фирма), спустя 6 лет зарегистрированная как Kobe Steel, Ltd.
В 1930 году компания выходит на рынок спецтехники и выпускает электрический экскаватор 50K для горной промышленности, ставший первой японской спецмашиной. Спустя несколько лет фирма выпускает первый электрический драглайн 30К.
Послевоенное восстановление японской экономики способствовало более активным разработкам Kobe Steel в области спецтехники. В 1940-е годы компания «ставит на поток» первый экскаватор с механическим приводом и паровой экскаватор, в 1950-е -свайный молот 220A и свои первые автокраны 10КТ и 20КТ. Знаковым стало заключение соглашения с Harnischfeger, давшее возможность доступа к новым крановым технологиям. В 1957 году подразделение Kobe Steel, занимающееся спецтехникой, преобразуется в отдельный филиал — Shinko Koji K.K. На его предприятиях налаживается производство кранов на автомобильном и гусеничном ходу — 255TC и 255A-LC.
1960-е годы крановое направление «набирает обороты». На заводе Okubo в городе Akashi (префектура Hyogo) компания открывает Shinko Construction Machinery Institute — институт строительной техники, которому отводится роль центра научных разработок. Спустя два десятилетия завод Okubo станет в холдинге основным предприятием по производству подъемных кранов.
Развивая экскаваторное направление, в 1962 году Kobe Steel подписывает соглашение с машиностроительной фирмой Poclain (Франция), являющейся пионером в производстве гидравлических экскаваторов. В 70-е годы Kobe Steel расширяет свое присутствие на рынке спецтехники и осваивает выпуск колесных ковшовых погрузчиков серии LK. За рубежом создаются дочерние компании — Kisco в Сингапуре, Kai в США (г. Хьюстон).
В конце 1980-х годов подразделение Kobe Steel по спецтехнике меняет свое название — филиал Shinko Koji K.K. преобразуется в компанию Shinko Kobelco Construction Machinery, Ltd.
В 1999 году подразделение строительных машин корпорации Kobe Steel вновь реорганизуется — в независимую дочернюю компанию Kobelco Construction Machinery Co. Через 2 года подписывается генеральное соглашение с CNH Global (Голландия), входящей в FIAT Group — о глобальном альянсе в выпуске строительной техники. Согласно его условиям, строительная техника начинает выпускаться под объединенным брендом Fiat Kobelco (с 2005 г.— New Holland Kobelco). Это соглашение было выгодно обеим сторонам: корпорация CNH получила доступ к передовым технологиям Kobelco, а японская компания смогла выйти на новые рынки, используя дилерские сети партнера. В 2004 году, стремясь упрочить свои позиции на мировом рынке, компания выделяет подразделение по производству крановой техники в самостоятельное — Kobelco Crane Co., Ltd.
Сегодня «в багаже» компании Kobelco Construction Machinery Co. насчитывается свыше 50 моделей разной техники: гидравлические экскаваторы на гусеничном ходу (рабочий вес 0,95—48 т), мини-экскаваторы (0,95—8 т), гусеничные краны с решетчатыми стрелами (г/п до 800 т), гидравлические краны на пневмоходу (г/п до 51 т).
В России техника Kobelco появилась в 80-х годах прошлого века, это были карьерные экскаваторы для горнодобывающих предприятий СССР. Первая партия гусеничных экскаваторов Kobelco поступила в нашу страну в 2002 году, в основном они предназначались для работы на объектах Якутии, Сахалина, Хабаровского края.
Владимир Заутренников