Что означает калильное число свечей зажигания
Свечи – важный элемент ДВС любой техники. Благодаря этому элементу воспламеняется воздушно-топливная смесь, машины оживают. В дизельном двигателе установлена свеча накаливания, в бензиновом и газомоторном – запальные свеча. Однако, что интересно, калильное число – это важная характеристика именно свечей зажигания.
Содержание статьи
Что такое калильное число запальных свечей
Благодаря странному феномену, возникавшему на машинах с бензиновым двигателем, появился термин калильное зажигание. Его суть заключалась в том, что по прибытию на место, водитель выключал зажигание, но двигатель не останавливался сразу. Раздавались щелчки, мотор продолжал работать словно через силу.
Выяснилось, что воспламенение бензовоздушной смеси в цилиндрах происходило не от искры, а из-за повышенной температуры. Причём источником её зачастую являются именно свечи. Ведь они находятся в камере сгорания и нагреваются. И хотя они отдают часть тепла головке блока цилиндров, детали ведут себя по-разному, в зависимости от изготовителя и материалов.
Чтобы характеризовать склонность свечи к калильному зажиганию ввели понятие Калильное число. Его величина говорит о диапазоне температур, в котором работают свечи и о том, насколько эффективно она отдаёт тепло.
Типы свечей зажигания по калильному числу
Когда свеча мало отдаёт тепла головке блока, она называется горячей. Быстро остывающая – холодной. Однако высокая температура нужна для удаления продуктов горения. И если свеча будет слишком холодной, на ней появятся отложения. Это, в свою очередь, будет препятствовать появлению искры. К тому же, на повышение температуры влияют не только характеристики свечи, но и режим работы двигателя, его конструктивные особенности. Поэтому нельзя сделать все свечи одинаковыми.
Например, на форсированном моторе или при больших нагрузках применяют холодные элементы зажигания. Их температура поддерживается за счет интенсивного горения. Для ДВС, работающих при малых нагрузках, установленных в частности на строительном оборудовании или бензиновых генераторах, рекомендуют более горячие свечи.
В соответствии с ГОСТом РФ свечи зажигания делятся на три основные категории в зависимости от калильного числа:
- с маркировкой от 11 до 14 — горячие;
- средние – 17-19
- холодные 20 и более
Особенности маркировки
В маркировке свечей зажигания обязательно присутствуют цифры. Они и обозначают калильное число. Однако, единого стандарта у производителей нет. В направлении от горячей свечи к холодной значения числа у одной фирмы могут возрастать, а у другой убывать.
Кроме того, есть дополнительные маркировки. Вот пример продукции российских производителей: в номере АУ17ДВРМ 10 присутствует буква В. Она говорит о наличии выступа изолятора. Он предусмотрен для ускоренного прогрева запального компонента.
Какое воздействие на работу двигателя оказывает неправильный подбор свечи
Неправильный выбор свечей зажигания ведёт к повышенному износу и выходу из строя двигателя. Например, установка горячих свечей на работающий под нагрузками мотор приводит к появлению калильного зажигания. Топливо воспламеняется раньше, чем проскакивает искра. Раннее воспламенение обуславливает жёсткую работу двигателя, потерю мощности, повышение температуры отработавших газов и, как следствие, чревато прогоранием выхлопных коллекторов.
Важно знать. Нагар в двигателе находится в динамическом равновесии. Он не может отсутствовать полностью, а его избыток, нарастание — симптом не правильно работы ДВС.
Установка холодной свечи на двигатель, работающий на небольших оборотах и с малой нагрузкой приводит к плохой самоочистке электродов от продуктов сгорания. Это ослабляет мощность искры, вызывая перебои в работе. Пропуск вспышек приводит к еще большей закоксованности запальных элементов. Саж и, прочие отложения осаждаются на деталях цилиндропоршневой группы, клапанах газораспределительного механизма (ГРМ), вызывают залегание колец. Потеря подвижности поршневых колец увеличивает расход масла, топлива, повышенный износ.
Основные причины возникновения калильного зажигания
Как отмечалось, возникновение калильного зажигания не лучшим образом сказывается на работе двигателя. Его появление вызвано контактом топливовоздушной смеси с раскаленной поверхностью и воспламенением до наступления искрообразования.
Важным этапом устранения данной неисправности является диагностика причин. Выделяют несколько основных:
- Неправильный подбор свечей зажигания.
- Частой причиной раннего воспламенения является разогретый нагар.
- При возникновении сколов на деталях ЦПГ острые края повреждений создают повышенное трение и раскаляются критически.
- Перегрев выпускного клапана.
- Более редко, но всё же использование низкооктанового бензина тоже может привести к калильному зажиганию, хотя это чаще вызывает детонацию.
О двух последних стоит сказать отдельно. В частности, применение низкооктанового топлива в бензиновых двигателях может привести в эффекту детонации. А она – ещё одна причина калильного зажигания. Хотя это принципиально разные явления, ходят они рука об руку. Детонация вызывает перегрев камеры сгорания и наиболее горячие точки начинают зажигать топливо раньше искры.
Перегрев выпускного клапана может происходить по нескольким причинам. Среди которых:
- неисправность самого клапана – повышение температуры может быть вызвано несвоевременным открытием/закрытием или не герметичностью;
- неправильно выставленное зажигание.
В первом случае через приоткрытый, подгоревший клапан проходит поток выхлопных газов, нагревая его. Во втором, позднее зажигание способствует разогреву выпускного клапана, и задерживая искру, дает возможность топливу воспламениться от перегретой поверхности.
Правильно подобранные свечи, своевременное обслуживание, ремонт продлят жизнь двигателю и позволят технике и оборудованию служить дольше.
Автор: Андрей Соломин